Премия Рунета-2020
Киров
+20°
Boom metrics
Общество21 февраля 2024 14:40

«Давайте запретим снегопад»: эксперты обсудили, как убрать снег с кировских улиц

Киров уже исчерпал сезонный объем снеговывоза
А можно обеспечить город снегоплавильными станциями. Но на это нужно 2,8 миллиарда рублей.

А можно обеспечить город снегоплавильными станциями. Но на это нужно 2,8 миллиарда рублей.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Одна из острейших проблем в Кирове на сегодня - уборка снега. Не везде улицы и дороги чистят быстро, не всегда вывозят эти массы быстро, а свалки под снег оборудованы не очень-то хорошо.

Можно ли это исправить, спорили эксперты Общественной палаты региона (ОПКО) и чиновники.

«СВАЛКИ - ВАРИАНТ ОТ БЕЗЫСХОДНОСТИ»

Заседание комиссии по экологии и природопользованию состоялось в среду, 21 февраля.

- Из года в год проблема одна и та же, - высказался замминистра охраны окружающей среды Кировской области Исупов. - Корень я вижу один: снежные свалки - это прошлый век, нужен снегоплавильный завод.

Мэрия утвердила четыре места складирования снежных масс. Это площадки на Прудной, 57, по Сосновой, на Луганской (у БХЗ) и у съезда с Южного обхода, неподалеку от Федяковского кладбища.

По словам Руслана Зелимхановича, к первым двум площадкам вопросов не было. Проблемы со свалкой у БХЗ частично решены: УДПИ заплатило штраф (150 тысяч рублей), место складирования снежных масс «ушло» от границ водоохранной зоны, свалку частично окружили валами. Не решен лишь вопрос с водонепроницаемым покрытием свалки - это «недешевое мероприятие, и вопрос в его стоимостном выражении».

- Свалка у Федяковского кладбища выросла не так давно, изменения в перечень внесли перед самым Новым годом, - поделился Руслан Исупов. - Я так понимаю, из-за сильных снегопадов. Мы выезжали на место, убедились, что расстояние до ближайших речек под 900 метров. Нарушений по нашей части нет.

Уже далеко не один год обсуждается возможное решение проблемы со снежными свалками - открытие снегоплавильного завода (или хотя бы нескольких станций поменьше).

- Нам кажется, на длинной дистанции это будет более экономически оправданное решение, - подытожил Руслан Зелимханович. - И оно минимизирует загрязнение окружающей среды.

Идею поддержали некоторые члены комиссии ОПКО. Вице-президент ВТПП Леонид Перминов в шутку предложил запретить снегопад - тогда не будет необходимости вычищать снег с городских улиц и где-то его складировать или плавить.

- Свалки - это вариант от безысходности, - поддержала позицию начальник отдела санитарного надзора регионального управления Роспотребнадзора Людмила Мальцева. - Единственное санитарное требование к таким объектам - их обваловка и покрытие. Это еще санитарные правила 88-го года. Или если продолжать делать свалки, то сразу с очистными сооружениями.

«ДВА ВЕЧНО ДОХЛЫХ ВОПРОСА - СНЕЖНЫЕ СВАЛКИ И ЛИВНЕВАЯ КАНАЛИЗАЦИЯ

Замначальника департамента городского хозяйства (ДГХ) Кирова Гнездов объяснил: в нынешнем сезоне с улиц уже вывезли 966 тысяч кубометров снега. Это был изначальный план на зиму 2023-2024, и цифра значительно выше, чем в прошлом сезоне. Сейчас власти уже готовят дополнительное соглашение на вывоз еще 61 тысячи кубов снежных масс.

И именно поэтому, из-за сильных декабрьских и январских снегопадов, пришлось делать дополнительную свалку у Федяковского кладбища. Под постоянную снежную свалку чиновники будут все же рассматривать совсем другие участки.

Что касается плавления снега, то ДГХ с «Водоканалом» уже провели необходимые расчеты.

- За основу взяли технологию снегоплавления теплом канализационных сооружений, - рассказал Николай Сергеевич. - Рассчитывали по двум площадкам - в Скопине, у трамплина, и у протезно-ортопедического предприятия. Каждая установка в сутки может плавить 2 400 кубометров снега. Нужны камера с удержанием мусора и песка, здание для персонала, площадки под транспорт, погрузчики, временное хранение снега и под отходы. Время - от 8 до 12 месяцев. Ориентировочная стоимость проектирования - 7 миллионов рублей, строительства - 344 миллиона. Общая сумма, необходимая на два участка, - 700 миллионов рублей.

При этом, по словам Гнездова, можно говорить о двух совсем разных тарифах: 242 рубля за куб (с утилизацией и учетом возврата займа, без НДС) либо 50 рублей за куб (без учета возврата займа). Сейчас утилизация снега на БХЗ обходится в 51 рубль за куб, на Сосновой - в 56 рублей. Без вывоза. То есть экономии не получится.

- Ежедневно из города везут 20 тысяч кубометров снега, - продолжил замначальника ДГХ. - А одна установка, напомним, справляется с 2 400 кубов в сутки. Две, три снегоплавильных установки проблему не решат. Нужно делать хотя бы 8 штук на город. А на это нужно уже 2 миллиарда 800 миллионов рублей.

Гнездов заключил: на развитие «снегоплавильного направления» нужны большие деньги, которых у города сейчас нет. И много времени. Так что вопрос остается открытым.

- Как всегда! - посетовал председатель заседания, член ОПКО Виталий Пересторонин. - У нас два вечно дохлых вопроса: снежные свалки и ливневая канализация. На них всегда нужны крупные траты, а денег всегда нет. Понятно, разом 8 станций не построим. Но может, строить 1-2 снегоплавильных станции раз в 2-3 года? Либо просто опять закрывать глаза на все и говорить, что все хорошо.

Перминов выступил против снегоплавления на канализации: от этого наверняка будет страдать качество работы самих очистных сооружений.

- Возможно, все же городу нужно и то, и то, - подытожил Пересторонин. - Станции - когда вывозка идет по графику. Свалки - на случай сильного снегопада. Вопрос остается на контроле. ДГХ, изучайте другие возможные решения!