Звезды9 октября 2015 13:00

«Мнение о городе складывается из добрых встреч»

Пленэр «Край Вятский - земля живописная» близится к завершению. Дневник
Гульнара ГАРИПОВА
Работа Владимира Блинова «Истобенский огород».

Работа Владимира Блинова «Истобенский огород».

Фото: Гульнара ГАРИПОВА

Художники дописывают свои шедевры, жюри готовится к нелегкому выбору победителя, а время вершит свой неумолимый бег.

Гость из Москвы

О скоротечности времени и ценности момента мы поговорили с заслуженным художником РФ из Москвы Николаем Петровичем Желтушко накануне закрытия II Всероссийского пленэра «Край Вятский - земля живописная».

При встрече на пешеходной части улицы Спасской Николай Петрович тут же огорошивает вопросами:

- А вы где про меня напишете? То, что я скажу, все кировчане прочитают? Я хочу, чтобы это прочла девушка по имени Ольга, которой я так благодарен! Она подошла ко мне, когда я работал на улице Преображенской - замерз за день, кисть руки не слушалась. А Ольга протянула мне огромный стакан горячего чая: говорит, что проезжала мимо, увидела меня и просто решила купить мне чай. Я был поражен, со мной подобного никогда не случалось! Я запомню эту добрую девушку на всю жизнь. Вот из таких встреч складывается мнение о городе и о людях, которые в нем живут.

Заслуженный художник РФ из Москвы Николай Желтушко благодарен кировской девушке Ольге.

Заслуженный художник РФ из Москвы Николай Желтушко благодарен кировской девушке Ольге.

Фото: Гульнара ГАРИПОВА

Убедившись, что мы обязательно напишем о девушке Ольге, Николай Желтушко возвращается к холсту и кистям:

- Посмотрите, какая гармония царит на улице Спасской. Я весь день наблюдаю за ней, пишу, тут никто не спешит, сюда дети приходят, танцуют - у них праздник; композиция «Место встречи» многих привлекает - люди рядом с ней постоянно фотографируются. На Спасской переплелись и прошлое и будущее: старинные здания и городская жизнь, краеведческий музей и современный музей шоколада, а кульминацией гармонии улицы для меня стали часы - они будто напоминают, что время течет, жизнь меняется, но ценности останутся в вечности.

Николай Петрович наносит последние мазки - на этот день работа с натуры закончена, вечером предстоит вернуться к холсту. Темнеет, и мы идем в художественное училище им. Рылова, по пути живописец рассказывает:

- Я давно мечтал приехать в Вятку. В 90-е годы мы часто встречались с вашим земляком - замечательным писателем Владимиром Крупиным. И он всегда говорил: «Мы, вятские - мужики хватские!» Владимир Николаевич для меня - это душа Вятки, душа России. Как и Крупин, я - человек от земли, наверное, поэтому я так хорошо себя здесь ощущаю. Тут даже архитектура соизмерима с человеком. А небоскребы Москвы меня подавляют, рядом с ними я чувствую себя муравьем никчемным. Стараюсь чаще сбежать из столицы к себе на дачу в Подмосковье. Но и там сейчас становится неуютно - все борщевиком заросло. Вот в Истобенске и Верхошижемье, куда мы недавно ездили в рамках работы пленэра, меня поразило то, что все поля вспаханы. Хоть земля у вас и скудная, но она ухожена, везде чувствуется крепкая хозяйская рука!

Гость из Устюга

В училище нас уже ждет Дед Мороз. Точнее, удивительно похожий на этого сказочного персонажа заслуженный художник РФ из Великого Устюга Владимир Николаевич Латынцев:

- Да разве это холод? - смеется над нашими жалобами Владимир Николаевич. - Вы еще настоящих холодов не знаете: вот когда я на Аляске работал, понял, что такое холод. Я три года писал Аляску и по результатам поездок туда создал большую серию работ на историческую тему о Русской Америке. Мне мороз даже помогает творить - я так лучше чувствую ваш северный край. И потом Вятка тесно связана с Великим Устюгом: устюжане у вас торговали, вместе с вятчанами осваивали просторы Сибири и Дальнего Востока, был в истории и прелюбопытный казус. Когда к вятчанам пришло помогать биться с татарами войско устюжан, то в тумане «своя своих не познаша», наши и ваши начали друг друга лупить. А вы знаете, что слободу Дымково основали устюжане? Напротив Устюга тоже есть село Дымково, а поскольку Устюг намного старше Вятки, я предполагаю, что корни дымковской игрушки идут из Великого Устюга. Хотя, к слову сказать, этот промысел был развит по всей территории русского севера. Такая вот славная история объединяет наши края.

Заслуженный художник РФ из Великого Устюга Владимир Латынцев.

Заслуженный художник РФ из Великого Устюга Владимир Латынцев.

Фото: Гульнара ГАРИПОВА

Гость из Орла

В углу, спрятавшись за студенческими скульптурными работами, которые напоминают терракотовую армию Цинь Шихуанди, скромно трудится над холстом художник. Вот только биографию этого художника скромной не назовешь: председатель Орловского отделения «Союза художников России» Владимир Николаевич Блинов разработал интерьеры 15 музеев России и мира. Художник, дизайнер и график придумал и воплотил в жизнь герб Орловской области, работы Блинова украшают Дом-музей Тургенева и Полины Виардо во французском Буживале, Дом-музей Бунина в Грассе. А в 80-е годы Владимир Николаевич разработал стиль кафе «Пинк Флойд», ставшего культовым местом для Орла.

- В Вятке меня деревня впечатлила! - признался Владимир Блинов. - Правда, когда услышал, что поеду писать Истобенск, перевел название села на английский манер: «восточный колокольчик». Но мне объяснили, что «истоба» - это изба. В этом селе я нашел очень любопытный двор, написал его, картину назвал «Истобенский огород», видите: тут бочки для огурцов повсюду? Меня поразила тема профессионального огородничества: надо же было засолку огурцов превратить из кулинарной традиции в востребованную профессию!

Председатель Орловского отделения «Союза художников России» Владимир Блинов.

Председатель Орловского отделения «Союза художников России» Владимир Блинов.

Фото: Гульнара ГАРИПОВА

Тут к холсту Блинова подошел устюжанин Владимир Латынцев. Оказывается, эти два художника встретились на вятском пленэре спустя полвека после отъезда из родного для них села Вичуга. Они вместе учились рисованию в одной студии, а через пятьдесят лет увидели друг друга в Кирове, и даже оказались соседями по номеру в гостинице «Хилтон».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Четвертая часть дневника.

Шестая часть дневника.