Премия Рунета-2020
Киров
-10°
Boom metrics
Дом. Семья17 апреля 2014 16:00

Секреты германских шляп от Хорста Брюмме

Путешественникам Hat Master рассказали, что самое важное в головных уборах
Источник:kp.ru

После выписки из отеля отправляемся в центр Нюрнберга с целью посетить Музей головных уборов Брюмме и, пожалуй, лучший и старейший в городе магазин шляп. Мы долго петляем среди узких улочек города в попытках найти место для парковки. Навигатор привел нас к парковке, которая на поверку оказалась частной, предназначенной для жителей соседних домов. Полчаса мы отчаянно нарезали круги в пределах нескольких кварталов, время от времени видя указатели на большую парковку, где на электронных табло отображается количество свободных мест, но все никак не могли сообразить, где же она находится. Наконец, нам удалось поставить экспедиционное авто на подземной стоянке и, поднявшись двумя уровнями выше, мы приступили к поиску требуемого адреса.

Хорст Брюмме о шляпах

После пары опрошенных прохожих, которые общались с нами исключительно на немецком, а мы якобы что-то из сказанного пытались понять, двигаясь в нужном направлении, слышим русскую речь. Оказывается, рядом с магазином стоят две русские тетушки и обсуждают свои текущие дела-заботы. Дождавшись момента, когда они закончили разговор и попрощались друг с другом, останавливаем одну из них и выясняем, где именно находится искомый нами Музей головных уборов. Женщина рассказала о том, что сейчас население Нюрнберга составляет около 600 тысяч человек, из них примерно 110 тысяч - русскоязычные граждане Германии. После Второй мировой войны власти страны предоставили возможность всем этническим немцам вернуться в Германию, в том числе из Советского Союза и стран социалистического лагеря. Каждый шестой житель города говорит по-русски. Именно поэтому мы второй день слышали русскую речь то тут, то там, в разных районах города.

После непродолжительных поисков выходим к искомому магазину головных уборов, в подвальном помещении которого расположен удивительный Музей шляп, созданный стараниями потомственного шляпника Хорста Брюмме, являющегося представителем династии, состоящей из четырех поколений мастеров. В магазине нас встречает молодой человек, мы рассказываем ему о целях экспедиции и о том, что хотели бы пообщаться с владельцем музея и фирмы. На приглашение коллеги откуда-то снизу, как позже выяснилось, прямо из мастерской, к нам выходит сам хозяин - наследник шляпной традиции господин Брюмме. С веселым взглядом, уже в преклонном возрасте, но активный и очень подвижный, он с нескрываемым любопытством слушает о том, что мы создаем музей головных уборов в маленьком российском городе, и с этой целью собираем по всему миру коллекцию шляп, самых характерных для каждой посещенной страны. Как и большинство встреченным нами представителей немецкой нации, он со скромностью отвечает, что говорит на английском совсем немного, и при этом последующие полтора часа увлекает нас интереснейшей экскурсией не только по экспозиции музея, но по всем технологическим стадиям изготовления шляп. Естественно, на вполне хорошем английском.

- Вы занимаетесь отличным делом, и я искренне желаю вам успеха и процветания, а сейчас позвольте мне рассказать вам о том, как же изготавливают головные уборы, прежде всего шляпы, - говорит Хорст.

Вслед за ним мы проследовали в подвальное помещение, где расположился небольшой, но очень уютный музей, на стенах - картины с изображением самых разнообразных шляп, а сами головные уборы здесь представлены повсюду и отовсюду, из многих стран мира.

- Самым важным моментом при изготовлении шляп является сырье, - начинает свой рассказ Хорст, - для этих целей используется либо пух кролика, либо овечья шерсть, и самый лучший материал - это кролик. Сейчас я покажу вам видео о том, как на крупном итальянском предприятии производятся элитные шляпы с применением старинных технологий и того оборудования, которым пользовались наши предки. Там все поставлено на поток, при этом качество изделий - самое лучшее в мире.

Мы с интересом наблюдаем за всеми действиями Хорста, который демонстрирует многочисленные разноцветные заготовки шляп, лежащие на полках, и выглядящие скорее как традиционный банный колпак. Выясняется, что это - еще не самодостаточные головные уборы, а черновые заготовки, каждой из которых можно придать требуемую форму и цвет. На видео мы знакомимся с процессом обработки сырья, которое в условиях большой влажности и высокой температуры в крупных центрифугах превращается в однородную массу, из которой затем формируется на металлической болванке тот самый колпак, что мы видим на полках.

- Запомните, что сырье - это самый важный момент в изготовлении шляпы. Многие люди этого не понимают, и удивляются, почему, казалось бы, две одинаково выглядящие шляпы стоят по-разному, а цена может варьироваться в очень широких пределах. Обратите внимание на эти две шляпы, потрогайте их, и вы сразу же увидите, в чем между ними разница. Правильно, эта шляпа - самого высокого качества, она изготовлена из кроличьего пуха, поэтому стоит почти 150 евро, а вторая вроде и выглядит похоже, на самом деле имеет совсем другую фактуру, и при ее изготовлении использована овечья шерсть. В обоих случаях мы называем такой материал войлоком, но разница между ними очевидна. И еще, я сейчас расскажу вам обо всех последующих стадиях работы шляпника, наберитесь терпения, это требует времени, но в результате вы будете знать весь технологический процесс и при желании сможете самостоятельно изготовить шляпу любого фасона, используя имеющиеся заготовки. У нас здесь - очень старое и качественное оборудование, им пользовались еще мой отец и дедушка, но оно работает исправно, а все головные уборы, что выпускаются нами, произведены именно на нем. Заказывать новые станки очень дорого, поскольку это штучная работа. Промышленность не производит таких станков, и нам приходится пользоваться тем, что у нас есть в наличии.

Далее Хорст демонстрирует нам последовательно все стадии работы над созданием головного убора, скрупулезно рассказывает о каждом технологическом моменте и демонстрирует все на практике, заблаговременно надев фартук и используя необычные механизмы. Музей в присутствии мастера оживает, становится не застывшей картинкой того, что было когда-то, не местом хранения неких артефактов, вырванных из реальности нашего времени, а живым участником удивительного действа, наглядным дополнением познавательного процесса обучения старинному ремеслу шляпника. Хорст Брюмме - человек увлеченный, он с искрящимися глазами пристально смотрит на нас, постоянно спрашивает, все ли нам понятно, требуется ли вновь объяснить ту или иную стадию процесса. Видно, что он искренне любит свое дело, являясь достойным наследником традиций дома Брюмме. Позже мы узнаем о том, что торговая марка была основана в 1878 году прадедом Хорста господином Грюндером Брюмме (1843-1902), традиции были продолжены его дедом Мартином Брюмме (1880-1949), затем - его отцом Максом Брюмме (1905-1985).

Мы последовательно наблюдаем все стадии работы шляпника, видя, насколько трудоемкой является его работа, сколько времени требуется на создание каждой шляпы. Здесь имеется масса тонкостей и деталей, совершенно неизвестных непосвященному покупателю. После формовки заготовки - «колпака» он вручную уменьшается в размерах, и это при том, что работать приходится с мокрым и горячим материалом, только что подверженным термической обработке. Далее материал формуется на специальной заготовке, для придания ему нужной формы используется колодка-заготовка соответствующего размера и фасона, которая в свою очередь имеет пару в виде лекала для формирования полей шляпы. Используя две заготовки, шляпник на наших глазах создает совершенно новое изделие. Затем производится формовка, для чего заготовку, надетую на колодки, помещают под песочный пресс массой 25 кг примерно на полчаса. Хорст безо всякого труда поднимает пресс, устанавливает колодки и закрепляет на них массивный мешок с песком. Затем формируются поля шляпы, она пропаривается с использованием специального миниатюрного утюга и еще какого-то непонятного прибора. Поля шляпы подшиваются снаружи и изнутри, для чего используются разные ручные швейные машинки.

Новые технологии

Но самым необычным оказался старинный прибор, с помощью которого можно получить точный размер вашей головы, а по ее конфигурации подобрать тот фасон шляпы, которая будет смотреться на вас идеально, скрывая ваши недостатки и подчеркивая достоинства. Прибор надевается на голову, за несколько секунд вы уже получаете точнейший результат, причем в виде фирменного листочка бумаги с логотипом торговой марки Брюмме, адресом музея, отмеченной мелкими отверстиями идеальной именно для вас формы шляпы, начертанием вашего размера, сегодняшней даты. А затем Хорст подходит к еще одному необычному механизму и при помощи него ставит ваше персональное клеймо в виде инициалов.

- Знаете, зачем раньше в Германии наносили инициалы владельца на шляпу? - задает нам вопрос Хорст.

- Честно говоря, нет, понятия не имеем, зачем это делалось, - отвечаем мы.

- Все просто: когда мужчины шли в пивные бары, частенько напивались до такого состояния, что теряли все что угодно, в том числе и шляпы. Попробуй потом разберись, где чья. Вот и повелась с тех пор традиция подписывать свою шляпу, чтобы потом было проще ее найти в недрах пивной или, например, на улице.

Мы дружно смеемся, но охотно верим мастеру, уж кто-кто, а он как никто другой знает о шляпах абсолютно все.

- Сейчас, когда вы увидели технологию, то можете самостоятельно изготовить шляпу для себя с использованием того листочка, что у вас есть и тех инструментов, что представлены в музее. Конечно, я помогу вам при возникновении затруднений и подскажу, что делать дальше. Для всего технологического процесса вам потребуется примерно 6 - 8 часов, так что, если времени у вас достаточно - дерзайте! - с юмором подытоживает свой рассказ Хорст Брюмме.

Мы благодарим мастера шляпного дела за увлекательный экскурс в технологию создания шляп, обмениваемся записями в альбомах и книгах, дарим презентационный комплект нашей кругосветной экспедиции, а также русскую треуху - символ проекта «Hat Master», изготовленную компанией «Мехико».

Получив огромное удовольствие от общения с увлеченным своим делом продолжателем традиций шляпного дома Брюмме, мы отправляемся в путь, предстоит преодолеть 310 километров по идеальным германским автобанам. По пути останавливаемся у автозаправочной станции для того, чтобы пообедать. Здесь есть все необходимое для отдыха во время дальней дороги, многие целыми семьями сидят в уютных придорожных ресторанчиках и кафе, детки играют в оборудованном сказочном городке, имеются душевые, мини-сауна, небольшой отель. Сидим на улице, за столиком, припекает яркое солнышко, в свежей листве деревьев весело щебечут птицы, а вдалеке по автостраде с огромной скоростью проносятся автомобили, как будто посланники из далекого будущего, вечно спешащие жертвы «Матрицы» несутся в них по своим неотложным делам, а мы созерцаем это как бы со стороны, выпав на какое то время из времени и пространства.

- Неужели и мы сами - такие же обитатели этой безумной техногенной Матрицы? - задаю я себе вопрос и понимаю, что, пока у нас есть способность и потребность хотя бы так взять и остановиться, понаблюдать за происходящим со стороны, значит не все еще потеряно, есть еще шанс остаться самими собой!