Премия Рунета-2020
Киров
+16°
Boom metrics
Дом. Семья24 января 2014 13:00

Из марийского Сернура участники Hat Master привезли на Вятку шымакш

В поисках шапок по Марий Эл [Часть 2]
Источник:kp.ru
На марийской земле экспедиция собрала редкие экспонаты

На марийской земле экспедиция собрала редкие экспонаты

Второй день нашей экспедиции в Удмуртию начался с завтрака в «ресторане» марийской Вирджинии: официантка, изможденная, судя по ее помятому виду, неспокойным ночным дежурством, принесла нам традиционную английскую овсянку и вареные яйца. На ироничное замечание Олега о том, почему нас трое, а фрагментов яиц в каждой порции по четыре, девушка лишь рассеянно улыбнулась и принялась за готовку растворимого кофе: натуральный здесь, видимо, спросом не пользуется (интересно, а в настоящей Вирджинии тоже так?

Пока разогревалась машина, к нам подошел охранник автостоянки, оказавшийся бывшим жителем Кировской области. По мере того, как по шпилю расположенной рядом телебашни - точном аналоге кировской, медленно ползли отблески первых лучей ленивого осеннего солнца, мужичок весело вещал моим спутникам о том, каким чудным образом перебрался в «Йошку» работать, а затем уж и жить.

Спонтанное знакомство с достопримечательностями столицы Марий Эл началось еще вчерашним вечером, когда навигатор решил нас водить кругами по лабиринтам городских улиц. Мы испытали странное ощущение, увидев залитые морем огней футуристические картины новой городской среды: набережные залива, расположенного в центральной части Йошкар-Олы, напоминают по формам и краскам не то голландские, не то датские улочки со сплошными фасадами, в глади воды отражаются многочисленные храмы и соборы, по-питерски горбатые мосты и… башни Московского Кремля! В их формах явно угадывались очень знакомые с детства контуры Спасской, Троицкой башен. Но я был пару-тройку лет назад в этом городе, и ничего подобного в ту пору не было, очевидно, новая архитектура появилась здесь совсем недавно.

Центр дотационной Марий Эл выглядит не хуже европейского города

Центр дотационной Марий Эл выглядит не хуже европейского города

Припарковав машину возле здания Национального музея Республики Марий Эл, мы отправились любоваться Московским Кремлем! Четно говоря, итальянскому архитектору, формирующему современный облик города, удалось создать очень необычную среду, объединив, казалось бы, совсем несовместимые вещи. Через широкий водоем он перекинул несколько «горбатых» мостов, позволив тем самым жителям города и туристам свободно передвигаться над водной гладью и любоваться протяженной береговой линией, вдоль которой выстроились сплошные фасады западноевропейских домиков. Здесь - сплошная эклектика, соединение большого количества стилей: барокко, готика, классицизм, «советский ампир» в чертах сохранившейся традиционной застройки… Очень много церквей, выполненных в самых разных стилях и отражающих богатую историю русского церковного зодчества. Их золотые главки и шпили здесь просто не счесть. А еще вдоль набережных много памятников, причем не только классикам русской литературы, но, например, великому голландскому живописцу Рембрандту ван Рейну. Путь на центральную, судя по всему, площадь Нового города проходит через арку Спасской башни с самыми настоящими курантами. Правда, традиционный бой московских курантов над столицей марийской земли мы так и не слышали - то ли время еще не подошло, то ли часы еще не наладили.

В Республике Марий ЭЛ есть даже свой кремль с курантами

В Республике Марий ЭЛ есть даже свой кремль с курантами

Немым ответом на мой вопросительный взгляд о причинах такого изобилия в хронически дотационном регионе стал печальный взгляд лохматого пса, в медитативном состоянии застывшего у врат гигантского собора, центральный купол которого, сверкая золотом, вознесся в ясное осеннее небо на недостроенных конструкциях барабана. Голодный пес вернул меня в мир реальности, и вопросов в голове стало еще больше. Пока Валерий с любопытством разглядывал гигантскую конструкцию стоящего покамест на земле грешной очередного купола, еще не покрытого позолотой, я обратил внимание на наименования крупнейших российских банков, красующиеся на фасадах приютившихся у Храма офисных домиков а-ля Европа. Но, как говорится, хорошего помаленьку, пронизывающий ледяной ветер, дующий с залива, гнал нас прочь в поисках нормального, ароматного кофе.

Знакомство с экспозицией Национального музея оставило у нас самые положительные впечатления: внимательная дама-экскурсовод, узнав о цели нашей поездки, почему-то сильно засмущалась. Видимо, решив, что мы - профессиональные этнографы, она вначале даже пыталась предложить нам зайти в музей в рабочий день и получить профессиональный экскурс от профильного специалиста. Однако затем провела очень содержательную и интересную обзорную экскурсию по залам музея с особым акцентом на этнографической ее части. Гостям города непременно стоит побывать здесь: самая достойная часть музея - это современная, наглядная экспозиция, рассказывающая о традициях и быте коренного марийского населения республики, отраженная в жизненном цикле одного персонажа. Вначале это новорожденная девочка-марийка, лежащая в люльке рядом с деревянными идолами-оберегами, затем - девочка-подросток, вместе с другими детьми резвящаяся на родных просторах, далее - девушка на выданье, невеста, жена, мать, бабушка. И, наконец, вот уж и ее могилка, а рядом с ней, в отдельных витринах - погребальный набор праздничной одежды, которую, кстати, марийцы надевали только 2 раза в жизни - на свадьбу и на собственные похороны. Все фрагменты экспозиции выполнены в виде диорам, а манекены одеты в старинные национальные костюмы ХIХ - начала XX веков. Судя по реакции моих спутников, увлеченно наблюдающих за рассказом экскурсовода, преодолевшей изначальную робость перед коллегами-музейщиками, я понял, что и на них музей произвел положительное впечатление.

Действительно, музей хороший, после его посещения древняя культура луговых и горных мари становится более понятной, история этого финно-угорского народа предстает не просто как некий фрагмент истории государства российского, но как единый, цельный процесс многочисленных перерождений, трансформаций жизненных циклов по аналогии с временами года. Бесконечная жизнь этноса в череде перерождений в Колесе Сансары. Мудрый, достойный замысел и прекрасно реализованная идея - мне как музейщику понравилось.

Вид на новостройки Йошкар-Олы

Вид на новостройки Йошкар-Олы

Но настало время отправляться в путь, на сей раз в поселок городского типа Сернур, расположенный в 90 км к северо-востоку от Йошкар-Олы. Там нас уже ждала замечательная женщина, Лидия Веткина, исследователь и популяризатор традиционной марийской вышивки, недавно издавшая на свои средства прекрасный, богато иллюстрированный альбом традиционной марийской национальной одежды. Название альбома «Жизнь, расшитая на холсте» как нельзя лучше характеризует и автора шедевров искусства вышивки, созданных руками мастерицы. Лидия Васильевна работает медицинской сестрой в местной районной больнице, а отдохновение от тяжелой работы находит в занятиях рукоделием - воссозданием традиционного марийского костюма. Увлечение это пришло к ней в далеком 1993 году и стало, по сути, важной составной частью биографии и всей жизни.

Мы не могли обойти вниманием столь уникального мастера, к тому же Лидия Васильевна пообещала сделать для Музея головных уборов ценный подарок. И действительно, стоило нам приехать в Сернур, как тут же мастерица презентовала старинный женский головной убор первой половины ХХ века, чудом сохранившийся где-то в глубине родового сундука. Это важная составная часть комплекса головного убора, называемая у марийцев «шымакш» - богато украшенная тонкой вышивкой полоска льняной ткани, один конец которой сшит в виде цилиндра, а к другому концу пришиты всевозможные украшения: бисер, монеты, пуговицы, кружево ручной работы.

В Сернуре нас приятно удивила одна особенность местных жителей - даже не зная тебя, они, тем не менее, всегда здороваются. Пока мы ездили по поселку в поисках нужного адреса, прохожие улыбались и махали нам руками как старым, добрым знакомым. К сожалению, такое доброжелательное отношение к гостям на просторах нашего государства встречается крайне редко. Да и погода в течение всего путешествия радовала нас солнышком и относительным теплом, так не характерным для второй половины ноября.

Довольные новоприобретенными музейными экспонатами, знакомству с уникальными мастерицами, возрождающими древние народные традиции, мы мчались по шоссе в сторону дома, наш путь лежал в старинный вятский город Уржум. Впрочем, еще в Сернуре при попытке ввода данных навигатор направил нас в противоположную сторону, в объезд, при этом на карте Марий Эл и Кировскую область соединяла вполне достойная дорога «шоссе с улучшенным покрытием». Мы решили не обращать внимания на предупреждение навигатора, не нарезать круги, а попытать счастья и поехали напрямик, по самой короткой дороге. Но чуда не произошло, в одночасье шоссе закончилось, и перед нами предстала классическая картина: голое, поросшее бурьяном поле, крохотный аншлаг «Кировская область», а вместо «шоссе с улучшенным покрытием» вдаль уходила проселочная грунтовая дорога с колеями глубиной по колено…