Общество

Станет ли узкоколейка вятским брендом?

Туристам и впрямь — есть что посмотреть.

Туристам и впрямь — есть что посмотреть.

Жители кирово-чепецкого Каринторфа вздохнули с облегчением: узкоколейная железная дорога и единственный мост через Чепцу, соединяющие удалённый микрорайон с городом, будут действовать. А ведь еще недавно горожане были серьезно встревожены известиями о скором закрытии единственной круглогодичной переправы, но администрация города и хозяин узкоколейки, ЗАО «ВяткаТорф» буквально на днях, в мае, договорились меж собой. И дорога будет существовать! Хотя содержание железной дороги требует средств, не случайно число работающих узкоколеек в России сократилось в разы. Поэтому сохранение Каринской УЖД - благое и перспективное дело.

Это подтверждают участники Клуба транспортных путешественников (КТП), которые в апреле устроили себе туристическую поездку в отдельном поезде от Каринторфа до посёлка Октябрьского в Слободском районе. Но этот участок дороги не имеет такой острой социальной значимости, как через Чепцу, и с мая торфяники начали его разбирать.

КТП – это неформальное объединение журналистов, географов и любителей транспорта, в основном, из Москвы, которое уже около 12 лет исследует дорожные достопримечательности России и ближнего зарубежья. Один из его заметных активистов, Всеволод, делится впечатлениями:

- О Каринской УЖД много информации в Интернете. И когда мы узнали, что протяженность дороги будет значительно сокращена в ближайшее время, решили съездить вместе, пока не поздно. И остались довольны. Эта дорога уникальна в техническом плане среди прочих узкоколеек России. Здесь есть автосцепка вагонов, а на всём подвижном составе сохранились автотормоза. Действует электрическая централизация стрелок на станции Техническая, разъезде Новый и станции Торфяная. Нам все понравилось – и общение с работниками дороги, и сам процесс поездки, и знакомство с историей мест, которые мы проезжали. Жители Каринторфа нас угостили вкусным рыбным пирогом и булочками местного производства. Наиболее яркие впечатления остались от природы вдоль колеи. Могучая река Чепца, мост - местный прогулочный «Арбат», и напротив - небольшой, почти безлюдный поселок.

Что касается перспектив узкоколейки, Всеволод уверен, что она имеет все шансы стать привлекательной для туристов со всей России и окупать себя. В идеале следовало бы найти увлеченного человека, который взялся бы за подъем узкоколейного туризма в области и серьезно вложился в него.

Идея превратить кирово-чепецкую узкоколейку в туристический маршрут давно витает в умах и местных жителей. На местных интернет-сайтах они высказывали искреннюю тревогу и сожаление, когда главная достопримечательность района оказалась под угрозой исчезновения.

А ведь и правда, почему бы Каринской узкоколейке не стать туристическим брендом? Что у нас в области есть кроме нее – котельничские динозавры, Рябово, да скалы на Немде? А тут – уникальная, полностью сохранившаяся с далеких советских времен узкоколейка, которую надо только поддерживать в рабочем состоянии. Если еще и вложиться в некие станции развлечения и отдыха (например, ягодные поляны или аттракционы), в исторические места вдоль пути следования, в раскрутку – пожалуйста, все готово! Интерес в России к таким достопримечательностям, как видим, есть – почему им не воспользоваться?

Справка «КП»

Строили руками фашистов

Каринторф строился пленными солдатами Вермахта как посёлок торфодобытчиков ещё в годы Великой Отечественной. Потребность страны в энергоресурах была тогда крайне высока, и уже в 1942 году по местной узкоколейке пошли первые вагоны с торфом. Но за 70 лет усердной разработки старейшее в области месторождение истощилось, а перевод кирово-чепецкой ТЭЦ-3 на газ сделало перевозки по узкоколейке ненужными. Перевозки торфа, но не тысяч местных жителей.