Премия Рунета-2020
Киров
+23°
Boom metrics
Новости Интересное5 октября 2023 13:40

«Последние дни Базарова»: в «Театре на Спасской» показали красивое

Фото предоставил «Театр на Спасской»

Фото предоставил «Театр на Спасской»

В самом конце сентября Кировский театр юного зрителя открыл свой 88-й театральный сезон. При полных аншлагах здесь прошла премьера спектакля Кирилла Заборихина «Последние дни Базарова», поставленного при поддержке «Российского фонда культуры». На поклоне кировчане устроили артистам овацию. Кажется, спектакль обещает стать настоящим хитом в репертуаре театра.

Тургеневские «Отцы и дети» в интерпретации Кирилла Заборохина стали, кажется, ближе и понятнее нам. Режиссёр рассказывает историю юного врача Жени Базарова (артист Эдуард Макарян) как историю юношеских максимализма и заблуждений. Со своими жесткими принципами герой расстается на пороге смерти. Любовь и смерть оказываются сильнее любых убеждений. О любви зрителям всегда понятнее, чем о философии и метафизике. А если это ещё и сыграно талантливо, и оформлено красиво, то успех театру обеспечен.

Начинаются «Последние дни Базарова» стендапом артистов на фоне красного бархата. А потом занавес взлетит вверх, и в окружении бескрайних русских полей, под слепящим светом хирургической лампы разыграется на наших глазах драма юного нигилиста. Возвращение в отчий дом, посещение имения Кирсановых, знакомство с Одинцовой, заражение, смерть – эпизоды тургеневского романа мелькают, как карты в руках шулера. Успевай только следить! Но фокус не в том, чтобы пересказать сюжет – театру и режиссёру это менее всего интересно.

Здесь оказывается важнее трепетная и чувственная атмосфера, создать которую помогает и пространство спектакля, и свет, заливающий то золотом, то глубокой синевой бесконечные ряды колосьев, и инди-рок с переливами колокольного звона (композитор – Андрей Шошкин). Здесь паузы важнее слов: самые пронзительные сцены проходят в тишине. Молча сидят за столом с белоснежной скатертью Одинцова (артистка Марианна Узун) и Базаров. Смотрят друг на друга. И не нужно ничего произносить. Электричество между ними передается в зал помимо текста. Или родители Базарова (артисты Ольга Чаузова и Григорий Бессонов), обнявшись, переживают предстоящий скорый отъезд сына. Или в самом финале все герои по одному подходят проститься с Енюшкой. Ни одного слова, но как пронзительно. Чуть сгорбленная спина отца, прямая спина матери – смотреть на это почти невыносимо. И только мертвая черная галка на столе, разделяющая мир живых и мир мертвых. Кажется, многие зрители плакали в финале.

Путь к сердцу зрителя иногда оказывается проще, чем кажется: если в измочаленных школьными уроками героях Тургенева, которых отделяют от нас полтора столетия, мы сможем увидеть живых людей с глубокими и понятными чувствами и переживаниями, то это уже успех. А если эти герои оказываются ещё и такими симпатичными, юными, свежими – в спектакле заняты молодые артисты труппы – то готовы простить театру и сентиментальные нотки, и вольное обращение с первоисточником, и местами слишком прямолинейные символы вроде чайки, розы и свадебного платья на плечиках, и театральный дым, и стрельбу из бутафорского оружия. Обычно все это выглядит в театре несколько старомодным, но здесь, кажется, работает. И зрители с готовностью попадают под обаяние режиссера с таким тонким и изящным театральным почерком, что даже отдельные перестановки между сценами хочется «перемотать» назад и попросить исполнить ещё раз, на бис.

Софья Линева

erid:LjN8KUbZU

Реклама. КОГАУК "ТЕАТР НА СПАССКОЙ", ИНН 4348008616