Книгу «История Вятского Успенского Трифонова монастыря» она писала целых пять лет. Фото предоставлено героиней публикации
В День православной книги мы поговорили с кировчанкой - автором исторической книги, получившей престижную российскую премию. Это произведение не только о Трифоновом монастыре - через призму событий на Вятке в нем изложена вся история России.
ПИСАТЬ БЫЛО И СЛОЖНО, И ИНТЕРЕСНО
С 2010 года 14 марта в России отмечается День православной книги. Он приурочен к дате начала книгопечатания в нашей стране. В 1564 году 1 марта (по старому стилю - Ред.) диакон Иван Федоров сделал на печатном дворе в Москве первый оттиск книги «Апостол». Цель праздника - напомнить, как много книга значит в нашей жизни и обратить внимание читателей на лучшие традиции русской литературы. Не только православной в ее узком понимании - жития святых, духовные поучения, но и художественной, которая помогает сохранять традиции, развиваться человеку как личности, учиться великодушию и благородству.
Классическая литература может научить «проживать» текст, видеть связь причины и следствия, рассмотреть разные характеры героев и мотивы их взаимоотношений, сопереживать и делать выводы. Хорошая книга, в отличие от новостных лент и постов в соцсетях, может научить думать.
Нам удалось пообщаться с обладателем престижной награды, поощряющей исследования в области российской истории - Макарьевской премии. Наша землячка Елена Кустова получила ее в 2013 году за книгу о Трифоновом монастыре. Из кировчан она - первый ее лауреат.
Елена - доктор исторических наук, профессор кафедры истории и политических наук опорного вуза, автор значимых для нашего края исследований, связанных с православной тематикой, историей и регионалистикой. Книгу «История Вятского Успенского Трифонова монастыря» она писала целых пять лет.
Кировчанка говорит, что книгу было писать и сложно, и интересно. Сколько раз ей пришлось ездить в архивы и отделы рукописей Москвы, Петербурга, Казани, Ижевска - не сосчитать. Произведение получилось объемным: два тома, более тысячи страниц. Оно охватывает историю Трифонова монастыря с XVI до начала ХХI века.
Самая сложная задача, по словам автора, написать так, чтобы с одной стороны книга была научная, полезная специалистам, а с другой - живая и понятная обычным читателям, интересующимся историей.
ГРАМОТА ИВАНА ГРОЗНОГО И ВНУТРЕННИЙ МИР МОНАШЕСТВА
- Сначала мне предложили написать о судьбе Трифонова монастыря в советский период, - вспоминает доктор исторических наук. - Если дореволюционная его история частично описана, то здесь было много темных пятен. Первый вопрос, который передо мной встал - что стало с монахами, когда монастырь закрыли.
Но ни в архивных документах, ни в «Книгах памяти жертв политических репрессий» Елене не удалось найти информацию. Тогда неожиданно пришло письмо от пермского священника. Изучая историю своего края, он узнал, что монахи Трифонова монастыря были сосланы в лагерь в городе Кизел и работали там на лесоповале. В декабре 1918 года началось наступление Колчака и судьбы монахов разделились. Одного убили красногвардейцы, другим удалось договориться с охранниками и уйти. Часть из них попала на Дальний Восток и затем в Китай. Был случай, когда один монах вернулся, но был арестован ОГПУ.
Удалось профессору узнать, как закрывали монастырь и как его отстаивали верующие. Возглавила тогда приходскую общину Юлия Лавровская, обычная домохозяйка, уже немолодая вдова вятского чиновника, имевшая пятерых детей. Она боролась за монастырь мужественно, но и очень разумно, со знанием законов. Трижды ее арестовывали, она скончалась в ссылке, но Успенский собор действовал до 1929 года, пока его не закрыли и не отдали под архив. Только через 60 лет храм был вновь возвращен верующим.
После того как появилась глава о советском периоде, Елене предложили написать и дореволюционную историю монастыря. Для этого были все возможности: в Кирове сохранились богатейшие архивы, много интересных документов находилось в библиотеках Москвы и Петербурга. Благодаря кропотливой работе автора мы сейчас можем увидеть уникальные фотографии - грамоту Ивана Грозного, данную им в 1580 году на основание монастыря, личную подпись преподобного Трифона конца XVI века и многое другое.
- Изучая жизнь монастыря, не перестаешь удивляться, - говорит Елена. - Хотя обитель и стремилась отгородиться от внешнего мира, но вольно или невольно его преобразовывала. Вырос удивительный по красоте монастырский ансамбль, были основаны больница и школа, осваивались пустующие земли.
Всем этим вопросам в книге посвящены отдельные главы. Но автор считает, что жизнь человека гораздо интереснее, чем история архитектуры или хозяйственных отношений. Поэтому больше ее интересовало духовное состояние монастыря.
- Писать по ранним периодам всегда интересно, - делится героиня публикации. - Ты во многом являешься первооткрывателем. Но в то же время очень сложно. И дело не только в скорописи, которую непросто прочитать. Или в том, что до нас дошло мало источников. Проблема в том, что по монастырям XVI-XVII веков сохранились преимущественно хозяйственные документы. Мне же хотелось приоткрыть дверь во внутренний мир монашества того времени, раскрыть его повседневную жизнь: чем питались, где жили, какими были отношения с родными.
СВЕДЕНИЯ СОБИРАЛА ПО КРУПИЦАМ
Для описания обычной жизни обители Елене пришлось проделать большую работу - буквально по крупицам собрать биографии более восьмисот монахов. Подобной информации очень мало, поэтому приходилось обращать внимание на отдельные фразы, слова, нюансы, чтобы увидеть и услышать то, что автор источника вовсе не собирался рассказывать.
- Как из бисера собираются украшения, - говорит кировчанка, - так и из многих небольших фактов рождается научный текст.
Биографии очень разные. Были иноки, которые имели «доброе поведение», церковные награды, проявляли себя в социальном служении. Были и те, кто имел склонность к пьянству или сложный характер - драчливый, своенравный. В книге Елена показывает, как монастырь воздействовал на человека - сохранились и вразумления настоятелей, и удивительные письма вятских архиереев, проникнутые болью за нерадивых монахов.
Обращает на себя внимание простота жизни в тогдашних монастырях, когда основным продуктом питания было зерно: ели суп с крупой, кашу, хлеб, толокно, пили квас и овсяный кисель. И лишь в редких случаях, обычно по большим праздникам, на столе появлялась рыба.
Также автору удалось найти информацию о многих неизвестных периодах в жизни монастыря и о его выдающихся руководителях. Например, о петровской эпохе, которая поставила монастыри на грань выживания и о игумене Федоте (Ившине), жившем в Успенском монастыре в XVIII веке. Еще будучи священником, он проповедовал православие среди удмуртов-язычников и многократно был бит. Чуть не умер, но смиренно продолжал свою проповедь и основал первые удмуртские приходы.
Благодаря работе Елены мы не только узнаем о новых персонажах вятской истории, но и можем прикоснуться к их внутреннему миру. Например, к трагедии верующего отца, сын которого пошел по революционному пути. Речь идет об архимандрите Амвросии (Красовском), жившем в конце XIX века. Он переживал о сыне, который открыл в Вятке частную библиотеку, где тайно распространял запрещенную нигилистическую литературу.
СПРАВКА «КП»
ВЯТСКИЕ ЛАУРЕАТЫ ПАТРИАРШЕЙ ПРЕМИИ
В 2010 году была учреждена Патриаршая литературная премия, лауреатом которой может стать далеко не каждый. Но есть среди них и кировчане. Так, первым лауреатом в 2011 году стал наш земляк Владимир Крупин - писатель, публицист, педагог, один из представителей «деревенской прозы», обладатель многих литературных и общественных наград, почетный гражданин Кировской области.
В 2015-м номинантом премии стал священник и поэт Леонид Сафронов. Он настоятель храма в пос. Рудничном Верхнекамского района и шести тюремных храмов, лауреат премии им. Н.А. Заболоцкого, Бунинской премии, наград ряда журналов и областных литературных конкурсов.
В 2018 году номинантом премии стал известный кировчанин Альберт Лиханов - сопредседатель Союза писателей России, председатель Российского детского фонда, почетный профессор нескольких российских и зарубежных университетов, лауреат премии Президента РФ и премии Правительства РФ.