Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+20°
Boom metrics
Экономика26 сентября 2018 13:01

Черные списки авиакомпаний: за что не пускают в самолет

«Аэрофлот» рассказал о первых пассажирах, которых компания возить отказалась
Изначально «Аэрофлот» просил у законодателей право пожизненно запрещать дебоширам летать на самолетах компании

Изначально «Аэрофлот» просил у законодателей право пожизненно запрещать дебоширам летать на самолетах компании

Фото: Олег УКЛАДОВ

Закон о «черных списках» авиакомпаний был принят в июне 2018 года. Он разрешает перевозчикам не пускать в самолет пассажиров, которые раньше плохо себя вели на борту. В «Аэрофлоте» рассказали о первых людях, попавших в запретный реестр.

- У нас сейчас в "черном списке" находятся три пассажира. Это два человека, устроивших дебош на рейсе Москва - Алма-Ата. По ним принято решение об административном наказании, и они не будут летать с нами год. Против третьего пассажира из списка было возбуждено уголовное дело (за хулиганство – Ред.). Он не просто устроил дебош, он еще и оскорблял наш экипаж, - рассказал глава «Аэрофлота» Виталий Савельев.

Авиакомпании много лет добивались принятия закона о «черных списках». Как было раньше: пассажир может напиться в полете, подраться со стюардессой, обматерить полсалона, отсидеть 15 суток за хулиганство и летать дальше.

Изначально «Аэрофлот» просил у законодателей право пожизненно запрещать дебоширам летать на самолетах компании. Но в Думе приняли более легкий вариант – в «черный список» можно занести человека максимум на год. Каждая компания создает свой стоп-лист. Не пускает «Аэрофлот» - можно долететь конкурентами.

Перевозчик не может запретить летать пассажиру только по своему желанию. Сначала хулиган должен быть наказан судом. Только после решения Фемиды об аресте или штрафе компании позволено внести дебошира в «черный список».

В законе прописаны и условия, когда авиакомпания не может отказать пассажиру в перевозке. Даже, если он в стоп-листе.

- До пункта назначения нельзя добраться никаким другим способом, кроме авиасообщения.

Например, в столицу Чукотки Анадырь можно попасть только самолетом. Направление обслуживает единственная компания. В этом случае, перевозчик не может отказать дебоширу в следующем полете.

- Компания обязана продать билет на рейс, если пассажир летит на лечение, сопровождает пассажира-инвалида или летит на похороны родственника.

Сейчас нужно очень постараться, чтобы получить годовой запрет на полеты. Пока в «черный список» попадают либо за драки, либо за категорический отказ выполнять требования экипажа, либо за громкий мат.

Надо помнить, что каждый пассажир обязан выполнять все требования летчиков и бортпроводников. Сказали убрать фотоаппарат – убери. Не разрешили встать и сходить в туалет – сиди терпи. Потому что экипаж отвечает за безопасность всех пассажиров. Конечно, после полета можно подать на перевозчика в суд, написать жалобу руководству. Но в воздухе необходимо делать в точности то, что сказали.

КАК С АВИАДЕБОШИРАМИ БОРЮТСЯ НА ЗАПАДЕ

В Австралии и Южной Корее экипаж имеет право использовать электрошок против хулиганов. Но это в исключительных случаях. Общепринятая практика такая: если пассажир начинает дебоширить, то пилот может экстренно посадить борт в ближайшем аэропорту. Понесенные издержки компенсирует хулиган. Внеплановая посадка и нарушенный график обычно оцениваются в 2-3 млн руб.

Свои «черные списки» есть у большинства крупных авиакомпаний мира. Особенно тех, которые осуществляют международные рейсы. Для оценки действий дебоширов перевозчики руководствуются внутренними правилами, а не национальными законами. Так делается, чтобы не возникали споры, по чьим законам квалифицировать поведение условного китайца, летящего на российском самолете из Москвы в Берлин.