Премия Рунета-2020
Киров
+17°
Boom metrics
Экономика24 мая 2018 7:23

Кировчанин продал машину за 1,7 миллиона и получил иск… на 5,5 миллиарда рублей

Семья полгода доказывала в судах, что никому ничего не должна. «Комсомолка» помогала распутать, как оказалось, простое дело
Анна ВОЛКОНСКАЯ
Кировская семья до сих пор не может поверить, что ничего не должна

Кировская семья до сих пор не может поверить, что ничего не должна

Фото: Анастасия ОСИПОВА

Примерьте на себя ситуацию: вы продаете, допустим, машину, квартиру. И через несколько лет оказалось, что вы должны миллиарды рублей. Семья Стояновых (фамилия изменена по просьбе героев публикации - Ред.) из Кирова полгода жила с мыслью, что должна по непонятным причинам четверть годового бюджета Кирова за проданную машину.

- Если говорить метафорично, то мы на ужин валидол ели и корвалолом запивали, - говорит Арина Стоянова, дочь Стоянова-старшего, продавшего КамАЗ.

Но обо всем по порядку.

ОШИБКА 1: ЗАЛОГОДАТЕЛЬ

Иван Стоянов в 2012 году решил продать КамАЗ, чтобы купить новую грузовую иномарку. Покупателя нашел быстро. Им оказался предприниматель из района, который занимался грузоперевозками. Мужик приехал, присмотрелся, товар оценил, решил - беру. Только денег у него не было. Говорит, мол, возьму кредит в банке. И продавец, и покупатель отправились в банк, предлагавший на тот момент самые выгодные условия кредита. Иван Сергеевич оценил машину в 1,7 миллиона. Банк кредит одобрил, покупатель машину взял, договор купли-продажи оформили, по рукам хлопнули. И разошлись в разные стороны. Только вот одна незадача - машину переоформить на нового владельца уже было нельзя: она оказалась в залоге у банка. Иван Сергеевич проконсультировался, не возникнет ли у него сложностей. Но в банке его заверили, мол, договор купли-продажи у вас на руках. И даже если новый владелец не будет платить кредит, то в банк вернется машина: именно она и находится в залоге. Единственное «но» - продавец выступил залогодателем. И это была первая ошибка.

ОШИБКА 2: НЕ ЗАСТАВИЛИ ЗАБРАТЬ МАШИНУ

Прошло два года. Стояновы и думать забыли о сделке, пока в один прекрасный день к ним не нагрянули судебные приставы с решением суда: изъять машину у владельца за то, что кредит не платится.

- Муж тогда оторопел, мол, машина-то давно не моя, - рассказывает Екатерина Стоянова. - А нам в ответ: мол, владелец по документам-то вы. Муж кинулся искать того мужика, которому продал грузовик с прицепом. И нашел. Покупатель тот говорит: да, кредит не плачу, дела идут плохо. Но раз такое дело, забирай машину, гони к приставам, пусть описывают. И муж пригнал и КамАЗ, и прицеп, у нас даже фото есть - мы тогда уже испугались и стали все документы собирать, фото делать. Машину мы тогда оставили, но, по какой причине ее тогда не забрали приставы, сказать не могу. И документов никаких не оформили, что машина была предоставлена. А потом звонит нам тот новый владелец и говорит: машину мне обратно вернули. На том, вроде, все затихло. Мы успокоились.

И Стояновы опять забыли на пару лет об этой истории. Пока с банковской кары Ивана не списали 600 тысяч рублей. Екатерина кинулась в банк разбираться.

- Но мне сказали, что раз муж был залогодателем, то он несет ответственность за неуплату кредита, - рассказывает Екатерина Стоянова. - И опять нам повторили: пусть нам отдадут машину, которая находится в залоге, и мы вернем вам арестованные деньги обратно. Мы снова кинулись искать владельца КамАЗа, который купил у нас машину. Нашли его. И мой муж с судебными приставами приехали арестовывать машину. Но товарный вид она к тому времени потеряла, а прицеп и вовсе походил на металлолом. Тогда все документы на арест оформили. Но, по всей видимости, банк машину за ту сумму продать не смог, нам позвонили, сказали: забирайте машину обратно, а нам отдайте сумму, на которую был взят кредит, то есть 1 млн 750 тысяч. Мы забирать машину отказались: по документам мы не владельцы. На нас начали давить: звонки из банка, от приставов. Но потом все снова стихло.

ОШИБКА 3: ЮРИСТ

5 июля прошлого года Стояновы получили письмо, из которого уяснили только одно - что банк продал долг микрофинансовой организации. И должны они… 5,5 миллиарда рублей. Плохо стало всем. Когда первый шок прошел, Стояновы кинулись к юристу. И юрист заверил, что будет помогать за минимальные деньги, почти альтруистично. Собрал документы и довел дело до суда. И на суде защищал семью, как мог.

- Мы только одно понять не могли: откуда такая сумма. И вообще, почему на нас она. Если у нас есть договор купли-продажи, - говорит Арина Стоянова. - Но суд почему-то принимал не нашу строну. И каждый раз мы спрашивали юриста, на каком основании мы должны банку 5,5 миллиардов. Юрист нам отвечал как-то мудрено, мол, решение о сумме еще принимается. И никакой конкретики. Я уже посчитала, сколько поколений Стояновых этот долг будут платить.

Адвокат Сергей Носков помог семье распутать историю с иском

Адвокат Сергей Носков помог семье распутать историю с иском

Фото: Александр ЧАРУШИН

Развязка наступила совершенно парадоксальным способом: «Комсомольская правда» в Кирове» сотрудничает с одним из самых известных и уважаемых адвокатов - Сергеем Носковым.

- Таких парадоксальных ситуаций в моей практике еще не было, - говорит Сергей Васильевич. - Стояновы принесли все документы. И, как оказалось, сумма в 5,5 миллиарда - это долг нескольких десятков кредиторов, проданный банком микрофинансовой организации.

Но юрист, который в суде представлял интересы Стояновых, не стал переубеждать их в том, что никому они ничего не должны.

- Единственный совет, который я могу дать в этой истории, - выбирайте того, кому будете доверять, просите объяснить не понятные вам вещи, не понятно, не стесняйтесь, спрашивайте, - говорит Сергей Васильевич. - Есть сомнения, проконсультируйтесь у кого-то еще. Возможностей получить юридическую помощь в городе много. А еще лучше обращаться за юридической помощью до того как примите решение заключить не понятный Вам договор залога или другую сделку. Лучше предотвратить проблему, чем потом героически бороться с последствиями.