2018-04-10T16:47:48+03:00

Как я пыталась стать дамой XIX века

Журналист «Комсомольской правды» на собственном опыте попыталась научиться танцевать в стиле Золотого века России
Поделиться:
Комментарии: comments2
Каждый поворот, каждое вальсирование заканчивалось для меня головокружением и темнотой в глазах.Каждый поворот, каждое вальсирование заканчивалось для меня головокружением и темнотой в глазах.Фото: Анна КРЮКОВА
Изменить размер текста:

Давайте начистоту: каждый из нас хоть раз в жизни задумывался о том, в какой бы эпохе хотелось жить. Возможно, родившиеся в демократической России и наслушавшиеся ностальгических рассказов родителей грезят о Советском Союзе, любитель палеонтологии - о первобытном мире, а романтическая особа, начитавшаяся Толстого и Пушкина, мечтает о временах балов, кавалеров в мундирах, дам в кринолинах.

Признаться честно, я всегда хотела очутиться в той эпохе: менять, как сама императрица, пышные платья по пять раз на дню, фаворитов чуть реже, чем перчатки, раздавать налево и направо реверансы, танцевать польку, кадриль, полонез… Вот только если бы я и родилась в те времена, то уготована мне была бы участь обычного холопа, ибо все эти пышные приемы, танцы и поклоны не для моих неуклюжих ножек.

ЛЕБЕДЬ ИЛИ ГУСЬ

Казалось бы, что может быть проще? Стоишь и томным взглядом озираешь зал в надежде на то, что тебя пригласит кавалер. Стоишь, ждешь, обмениваясь милыми фразочками с другими дамами. И вот к тебе, непременно волнуясь, подходит кавалер в мундире, приглашает на танец, а ты, для виду оценив его, соглашаешься (конечно же, от скуки). Танец. Ты двигаешься, словно лебедь: грациозно, плавно, в такт, без малейшей ошибки и стараний - все легко и непринужденно. Музыка заканчивается - запыхавшийся кавалер провожает тебя, безмятежную, на место. Поклон, и ты снова томно озираешь зал.

Идеальная картинка для российского сериала о Золотом веке России. Но, как оказалось, нарисованная мною еще в детстве, она разнилась с реальностью почти на все 100%. Так вот, вам на досуг история о том, как за два часа клуб исторических танцев превратил меня из грациозного лебедя в неуклюжую гусыню.

Полагаю, что кто-то слышал о реконструкции балов XIX века, которые в библиотеках Герцена и Грина проводит историческое общество «Триумф». И с каждым годом популярность направления растет: ходят заниматься ими сотни дам и кавалеров.

Большой симфонический оркестр играл на балу в честь юбилея в библиотеке Герцена. Фото: Предоставленно историческим обществом «Триумф»

Большой симфонический оркестр играл на балу в честь юбилея в библиотеке Герцена. Фото: Предоставленно историческим обществом «Триумф»

Но все же пытливому коллективному мозгу нашей редакции никак не поддавался этот феномен популярности. И решили - испытываем на себе. И жребий пал на самого неуклюжего, неловкого, непластичного человека, за плечами у которого очень тяжелые и болезненные отношения с танцами, - на меня.

Предвкушая все невзгоды и беды, которые обрушатся на бедных участников исторического клуба, я решила разузнать масштабы бедствия.

- Привет, а сколько человек обычно собирается на занятиях? - пишу я знакомому, который уже год буквально болеет историческими танцами: шьет к балам какие-то мудреные воротники, ищет белые чулки, подбирает специальную обувь. Даже волосы отрастил под стать кавалерам той эпохи.

- Человек 50, я думаю.

Полсотни человек группы, которая уже несколько лет занимается историческими танцами на высоком уровне, не внушали никакого доверия - одни опасения.

Но больше всего я боялась не за себя, а за их здоровье: как-никак через две недели у них состоится светское мероприятие - настоящий бал. А тут к ним на «тренировку» приходит человек, который способен на многое, только не на красивые безопасные танцы. Мое воображение уже рисовало красочные картины, где все кавалеры, с которыми я танцевала, обиженно стоят в одном темном углу, держась за вывихнутые, оттоптанные мной ноги и потирая их. А на моем счету - десятки случаев, когда я наступала на ноги, несколько падений вместе с кавалером и ближайшими парами.

РАЗ-ДВА-ТРИ... И КОЛОННА НА ПУТИ

Мне ужасно не хотелось танцевать… Сначала я утешала себя, что хотя бы вальс я смогу осилить. Раз-два-три, раз-два-три - проще простого: рука на плече кавалера обязательно должна быть параллельно полу, а голова дамы в сторону локтя - так нас учили в школе! Я была уверена в своих знаниях! Но, придя на занятие и встав с кавалером посреди пустого зала, я решила защитить себя и свою дальнейшую неуклюжесть и рассказала о всех своих «глубочайших» познаниях в вальсе - и оказалось, что все, чему нас учили в школе, - наглая ложь.

И все мои знания о вальсе канули в бездну - это совсем не то, чему нас учили в школе! Фото: Анна КРЮКОВА

И все мои знания о вальсе канули в бездну - это совсем не то, чему нас учили в школе!Фото: Анна КРЮКОВА

Как оказалось, дама полностью должна довериться своему кавалеру: рука должна свободно лежать на предплечье, и смотреть ты можешь куда твоей душе угодно. Лично я почти все два часа смотрела под ноги или в сторону, чтобы как можно меньше наступать на партнера и как можно реже сталкиваться с колоннами в зале.

Но вот движения дались мне с трудом, точнее, до сих пор никак не могут покориться. И привычные «раз-два-три» тебя никак не спасут. За эти считанные секунды ты должен сделать следующее:

- Правую выставляешь, левую подставляешь накрест, поворот и третья позиция? Поняла?

-Угу…

И ты пытаешься это повторить: раз за разом, но каждая попытка тщетна. А в голове слова учителя: выставь, подставь, поверни, поставь… выставь, подставь... Проходит минута, вторая, пятая - участники клуба исторических танцев потихоньку заполняют зал, переодеваются, разговаривают, смотрят на тебя, улыбаются, а ты все еще стараешься уложить в злосчастные «раз-два-три» свои неуклюжие движения. Но, несмотря на все старания, ничего не выходит: мозг посылает ногам импульсы к правильным движениям, а те ни в какую не хотят их повторять - как будто чужие. А щеки начинают пылать ярче огня. Полное чувство беспомощности. А занятие даже не началось.

КАВАЛЕРЫ, КАК ПЕРЧАТКИ, ИЛИ КАК МЕЧТА СТАЛА НЕСЧАСТЬЕМ

Мое персональное занятие с двумя учителями закончилось, так и не увенчавшись успехом. Танцмейстер объявил первый танец - так сказать, для разминки. Мы разделились на две колонны: дамы справа, кавалеры слева.

Первый танец каждого бала - это «полонез». Фото: Предоставленно историческим обществом «Триумф»

Первый танец каждого бала - это «полонез». Фото: Предоставленно историческим обществом «Триумф»

Заиграла музыка, все начали танцевать, а я стою как вкопанная с большими глазами, пытаюсь понять, что мне делать, как двигаться: я никогда в жизни не видела этого танца, не слышала этой музыки и уж тем более не пыталась дома на досуге вытанцовывать эти пируэты.

Я стараюсь, повторяю движения (конечно же, с опозданием), смотрю лишь на тела: куда рука, куда нога, до лиц мне нет никакого дела. Но как только я поднимаю глаза, то вижу, что ближайшие ко мне танцоры смотрят на меня, снисходительно улыбаются: мол, и мы такими «зелеными» были, все в порядке - не волнуйся. Но от этого я начинаю волноваться и краснеть еще больше.

На мое счастье, после нескольких повторений одной и той же комбинации я начала вникать:

- Все под контролем! Все идет по плану! - подумала я. - Все не так уж и плохо.

Хотя от двухчасового занятия прошло каких-то три минуты.

Объявляют второй танец, третий, мы все время танцуем - с прыжками, с вальсом, без него, с хлопками, сменой ног, сменой партнера, сменой позиций, сменой четверок - бесконечная вереница танцев, о которых я даже никогда не слышала.

Но самым страшным в этот вечер для меня оказалась безобидная для всех остальных смена партнеров. Когда я шла на этот «эксперимент», кроме познаний в вальсе, меня утешало то, что я там знаю хотя бы одного человека, к тому же кавалера. «Вцеплюсь в него мертвой хваткой!» - решила я.

-А может быть, кавалеры будут меняться, пропуская меня? - наивно спросила я. И далее я, как и мечтала раньше (знала бы - не мечтала!), меняю своих кавалеров как перчатки! Через каждые восемь тактов музыка выключается, партнеры меняются, а мое приветствие им остается прежним: поклон, реверанс и извинения.

- Здравствуйте! Заранее извините: я очень плоха. Если что, простите…

- Да ничего. Вы думаете, мы здесь все асы? Конечно, нет - так, дилетанты. Так что все хорошо, - улыбаясь, так отвечал мне чуть ли не каждый.

Потом включалась музыка, мы начинали танцевать, разучивали какие-то новые шаги и снова вальсировали… И, если два моих учителя уже были вооружены знанием того, что у меня не выходит даже вальс, то вот остальные-то были в счастливом неведении.

Но даже они после первого оборота, понимая, что им явно мешают мои семенящие ноги, не успевающие за их большими шагами, прижимали меня крепче к себе и приподнимали так, что я еле-еле доставала до пола. Конечно, так выходило не у всех: я все-таки не Дюймовочка - но покружиться в воздухе в этот вечер мне удалось - все как в лучших традициях романтических фильмов. Еще бы танцевать у меня получалось…

А в голове только одна мысль: «Как же они без остановки так легко и весело танцуют и при этом улыбаются?» Фото: Анна КРЮКОВА

А в голове только одна мысль: «Как же они без остановки так легко и весело танцуют и при этом улыбаются?»Фото: Анна КРЮКОВА

И вот, передо мной новый партнер. В его руках я уже пыталась танцевать, но, как обычно, у меня не получилось проявить себя. Он поклонился, я - в ответ. Мои щеки все еще красные, глаза непонимающие, а я сама очень смущена.

- Просто забей, не волнуйся и отдыхай, - сказал кавалер, дабы поддержать меня.

Но от этого я раскраснелась еще больше: я выжата, как лимон, на вид - настоящий помидор, мои легкие и сердце только что пробежали 50-километровый марафон, а он непринужденно и легко сказал расслабиться и получать удовольствие!

«Ох, и кто же сюда ходит танцевать? Терминаторы? Роботы? Сверхлюди или супергерои под прикрытием? Почему я выдохлась на двадцатой минуте, а они веселы, свежи и прекрасны?!»

Проходит полчаса, час - мы бесконечно танцуем. И признаться честно, я никогда так сильно не уставала! На десятом кругу я пыхчу меньше и дышу легче, чем сегодня, выполняя очередной реверанс и якобы танцуя вальс, польку и какие-то еще мудреные танцы, понятные молодежи Золотого века и тем, кто ими увлекается.

СПАСИТЕЛЬНОЕ СЕЛФИ

Но благо, у меня в руке есть «спасательный жилет» - фотоаппарат. Как же прийти на такое задание и не сделать ни одного снимка, ни одного видео - преступление! Вот он - мой шанс перевести дух. Я отказалась от приглашения на следующий танец и, вооружившись фотокамерой, приступила к своему привычному занятию.

Я неспешно ходила по залу, останавливалась, приседала, вставала на стулья - ловила красивые моменты танцев. И все время наблюдала за залом. Я смотрела на молодых людей, девушек и удивлялась все больше и больше.

Для меня каждый пируэт, каждая восьмерка - чуть ли не мука. А все эти дамы и кавалеры, пускай еще в обычной, повседневной одежде двадцать первого столетия, получают настоящее удовольствие от головокружительных бальных танцев - они улыбаются, смеются, шутят, отдыхают и отдаются всей душой каждому движению, каждому па, каждому партнеру. Они как будто находятся в параллельной вселенной, так до конца и не понятой мной, но, безусловно, прекрасной.

Реконструкция гражданских мундиров начала XIX века. Фото: Предоставленно историческим обществом «Триумф»

Реконструкция гражданских мундиров начала XIX века. Фото: Предоставленно историческим обществом «Триумф»

И еще вывод, который я сделала: погружение в эпоху дает какой-то неимоверный заряд энергии. И занятия историческими танцами для меня стали миксом фитнеса, бассейна, прыжков с парашютом, прогулкой на лыжах - всего того, что называют здоровым образом жизни.

А все потому, что, делая все немыслимые пируэты, чувствуешь, что задействованы все мышцы. А самое главное - голова. И эмоции, безусловно, переполняют такие, от которых летать хочется и улыбаться всем и каждому.

КСТАТИ

В следующем номере еженедельника вы сможете посмотреть фоторепортаж с настоящего бала в стиле XIX века.

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также