2018-04-09T10:32:19+03:00

Продавец-консультант Маргарита: «В меня кидали обувь, а в лицо попадало книгой жалоб и предложений»

Мы продолжаем серию публикаций об изнанке профессий. «Комсомолке» рассказывают то, о чем боятся признаться начальству
«Придет за 10 минут до закрытия девушка, перемеряет весь товар и испачкает все тональником...»«Придет за 10 минут до закрытия девушка, перемеряет весь товар и испачкает все тональником...»Фото: Мария ЛЕНЦ
Изменить размер текста:

На этот раз героем стала продавец-консультант Маргарита (имя девушки изменено - Ред.). Она рассказала о непростых буднях работников розничных магазинов.

Безусловно, после школы хочется поступить в вуз. Но иногда обстоятельства выше тебя: провалил экзамены, не хватило денег на обучение. И куда идти, чтобы год не пропал? В торговлю - там, как известно, высшее образование не обязательный критерий. А будни продавца-консультанта тяжелее, чем школьные уроки.

НЕТ МЕТКИ - НЕТ ВЕЩИ

Приходить на работу необходимо заранее, чтобы подготовить зал для покупателей. В понятие «подготовить зал» входит раскладка вещей, пересчет кассы и сейфа, утреннее собрание, а порой даже мытье полов и зеркал.

Основных задач у нас две: работа с залом и работа с покупателями. Это не так просто, как кажется на первый взгляд. Если площадь магазина большая, торговый зал делится на подотчетные зоны, за каждой закрепляется один человек (в выходные - два). Мы не имеем права покидать ее, единственным исключением является требование покупателя показать «что-нибудь еще».

Нельзя не сказать про такую штуку, как визуальный мерчендайзинг. Именно эти два слова определяют, каким образом будут висеть вещи в торговом зале. Чтобы вы понимали, насколько это непросто, приведу пример. В магазин пришла поставка с зимними куртками. Наша первоочередная задача - перевести их через специальную систему со склада в торговый зал. Здесь сразу же тонкость: чтобы система считала вещь, на ней должна быть специальная метка. Если неосторожный покупатель или сами работники случайно оторвали ее, считай, что вещи нет. Далее нам необходимо распаковать вещи, перевести их в системе, повесить на специальные вешалки особым образом: брючина к брючине, рукав к рукаву, повесить сенсоры. А это тоже непросто: необходимо соблюдать расстояние между швами и вешать темный или светлый сенсор в зависимости от цвета вещи. Еще нужно надеть размерный кубик на вешалку, вынести в зал. Пуховики, как и любая синтетика, бьется током. Неприятненько. Всю эту огромную вешалку - она называется «рейл» - мы несем в зал. Там уже развешиваем вещи в соответствии с требованиями визуального мерчендайзинга. Они должны висеть по покупательскому потоку (направление, по которому проходит большинство покупателей в магазине), от светлого цвета к темному, обязательно отутюженные. Также необходимо сопровождать вещи дополнительными товарами: шапками или теплыми кофтами. Можете не верить, но иногда мы по несколько дней (!) думаем, куда поставить то или иное оборудование, какую табличку повесить (ведь она должна «цеплять» взгляд) и какие штаны сочетаются с той или иной кофтой.

14 ЧАСОВ НА НОГАХ

Далее - непосредственно работа с покупателями. Чаще всего усталость после рабочего дня - это не 14 часов на ногах и тяжелые пыльные коробки с обувью, а именно люди. Ведь они бывают разные, к каждому нужен свой подход. Мы обязаны быть улыбчивыми, вежливыми, в меру сдержанными, ненавязчивыми. Более того, мы должны знать о материалах и технологиях ВСЕ. Бывают добрые, понимающие люди, которые создают настроение на целый день. Но были и случаи, когда у покупателей желание поскандалить превышало уважение к окружающим: в меня кидали обувь, посылали на три известные буквы, в лицо попадало книгой жалоб и предложений. Бывают откровенные «фрики»: пьяные любители трогать девушек, мужчина, одетый в костюм индейца, утверждающий, что общается с инопланетянами, местная гопота, которая просит «номерочек» и многие другие. Если хотите услышать смешные и не очень истории о людях - спросите продавца-консультанта о его буднях.

«В меня кидали обувь, а в лицо попадало книгой жалоб и предложений» Фото: Марина ВОЛОСЕВИЧ

«В меня кидали обувь, а в лицо попадало книгой жалоб и предложений»Фото: Марина ВОЛОСЕВИЧ

ВОРЫ КАМЕР НЕ БОЯТСЯ

Конец рабочего дня - самое сложное, по моему мнению. Нужно прибрать зал после рабочего дня. Люди, не работающие в рознице, плохо представляют, как это тяжело. Бывает, знаете, только приберешь весь зал, наведешь красоту, а за 10 минут до закрытия придет какая-нибудь девушка и перемеряет все, что только можно. Раскиданные вещи, тональный крем на белой рубашке. Рубашка потом списывается в брак, а это минус из зарплаты каждого сотрудника. Находишь мужские туфли в коробке с детскими кроссовками и тому подобное. Обычно работа торговых центров заканчивается в 22.00. С работы мы выходим примерно в 22.40, домой попадаем еще позже. А утром снова на работу...

Выходные в субботу или воскресенье? Не, не слышали. Ведь с вечера пятницы до вечера воскресенья - самый большой поток людей. Я уже молчу про праздники. В такие дни просто не замечаешь жизни: просто носишься по залу туда-сюда.

Перерывы на работе - странные вещи. Они вроде есть, но их как бы нет. У тебя есть всего полчаса, чтобы ответить на все смс (с телефонами в зале находиться нельзя), покушать, посидеть (ноги ноют только в первый месяц, потом просто перестаешь это замечать). В любой момент тебя могут вызвать в зал, потому что в нем не хватает людей.

Мы обязаны носить форму и бейджик. Обычно за отсутствие оных нам грозит штраф.

Нельзя не сказать о системах наказания/поощрения. Многие магазины работают на план: у кого-то все зависит от оценки тайного покупателя, для каких-то розничных точек важны только личные продажи. Очень много решает инвентаризация, а ее часто проводят ночью. Кражи - явление очень распространенное, поэтому камеры стоят везде. Крадут, даже несмотря на видеонаблюдение. А эти убытки вычитают из зарплаты.

ДРУЖНЫЙ КОЛЛЕКТИВ

Еще пару моментов: нам сильно попадает от начальства за то, что мы не здороваемся, не подходим первыми к покупателям, не задаем вопросы. Это не наша прихоть. Будьте терпимее.

Если продавец говорит вам, что этого товара нет на складе, то есть большая вероятность того, что он устал настолько сильно, что бегать туда-сюда он уже просто не может. Ну или вы ему нагрубили.

Розница - это сложно, очень сложно. Однако чаще всего в рабочих коллективах царит дружеская атмосфера: все поддерживают друг друга как могут. И многие не решаются уйти из компании как раз из-за коллег. Почти во всех магазинах сотрудникам предоставляется скидка, а то и бесплатная форма, что является безусловным плюсом. Мы разбираемся в качестве вещей и иногда на глаз можем определить, хороший ли это материал. Если компания носит мировое имя, то это не только уважение со стороны друзей и знакомых, но и постоянные тренинги по общению с покупателями, основы менеджмента и так далее.

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также