Премия Рунета-2020
Киров
+17°
Boom metrics
Общество16 марта 2018 7:52

Василий Киселев: о переименовании Кирова, Хрисанфе, Прокопе и пропавшем бюджете

Всенародно избранный мэр Кирова, который с 1996 по 2006 годы возглавлял город, рассказал об этом непростом периоде жизни
Василий Киселев сейчас на заслуженном отдыхе

Василий Киселев сейчас на заслуженном отдыхе

Фото: Валентина РОГАЧЕВА

С энергичным, статным, 72-летним Василием Алексеевичем мы проговорили три часа. Все это время я с упоением слушала, как добился сохранения КВАТУ, открыл четыре музыкальные школы, решился основать в глубинке кинофестиваль «Вятка», авиашоу на набережной в День города. И все это время я жалела, что не могу опубликовать все услышанное - не поместится в газету, нужна книга, не меньше.

Поэтому делаю выжимку того, как жил Киров при «Лучшем мэре России» (а это звание Василий Киселев получил в 2004 году - Ред.)

- Василий Алексеевич, вы же моряк до мозга костей, одноклассникии с детства называли вас «боцманом», больше 20 лет отдали судоходству, признаетесь, что не можете отделаться от боцманского мата. Как вас занесло в политику?

- В 1996 году я работал в Вятском пароходстве. Мы к этому времени порт на Филейке построили, железную дорогу к нему подвели, жилье для работников порта строили. Все у меня было хорошо. И вдруг меня вызывают к губернатору. Владимир Сергеенков к тому времени всего месяц как избрался. Нилыч мне говорит: «Мэр Кирова Евгений Клевачкин написал заявление по собственному желанию. Возглавь Киров». Я опешил: «Зачем оно мне надо? Мне в пароходстве хорошо». «Родине надо!», - завелся Нилыч и стал меня уговаривать. Я обещал подумать. А сам даже дома ничего не сказал. И вот на завтра прихожу в приемную, там все заместители сидят. Сергеенков вышел, обнял меня и говорит: «Представляю вам нового мэра города Кирова». Ну, я хотел по-боцмански Нилычу высказать: я же не давал согласие. Но при замах не стал скандалить. Сергеенков спросил, есть ли у кого-то вопросы, - все промолчали. Когда замы ушли, я стал возмущаться, а Сергеенков отрезал: «Ситуацию спасать надо».

- И было что спасать, на дворе конец 1996 года, в городе творилось что-то страшное: школы не работают, учителя, которые полгода не получали зарплату, бастуют, врачи на грани забастовки, заводы стоят без заказов. За что вы схватились?

- Сложно было, что говорить. Ну, взялся за дело. В городе всего две школы не бастовали, продолжали работать. Встретился с директором одной из них - школы № 10. Спрашиваю: «Почему не бастуете, как все?». А там директор - пожилая дама, оказалось, из блокадного Ленинграда, - говорит: «Детей учить надо, школы и в блокаду работали». И я поехал по школам, с каждым директором разговаривал, убеждал, впереди был Новый год, каникулы, надо было четверть как-то заканчивать. Обещал деньги найти. Ну, и искал, конечно. Обещать впустую - это же обман. Так, собрал у себя банкиров. У нас к этому времени в городе было 47 банков! Говорю: «Вы почему расчеты по зарплате проводите без вычета налогов?» В это время вообще не принято было налоги платить. Никто не платил. Оттого и казна была пуста. Кстати, банкиры, мне тогда кредит дали, мы учителям зарплату за месяц перевели.

Василий Алексеевич был суровым руководителем и одним махом мог уволить любого подчиненного. Фото: архив «КП»

Василий Алексеевич был суровым руководителем и одним махом мог уволить любого подчиненного. Фото: архив «КП»

Потом стал директоров заводов вызывать. По одному. К каждой встрече готовился, потому что знал, что, если я сейчас буду слаб, они меня обыграют. Они же в один голос твердили, что заказов нет и налоги платить не с чего. А я поднял документы по расходу воды и электроэнергии. И говорю одному директору: «У тебя в прошлом году, когда завод стоял, вот такой расход энергии был. А сейчас он вырос в разы. Значит, работает завод!». Для таких встреч даже совет создали из представителей налоговой полиции и милиции. Сразу сказал, чтобы все члены совета приходили на встречи в форме, при погонах.

Или вот у железной дороги был пивзаводик на улице Деповской. Я и говорю руководителям дороги: налоги не заплатите - заберем завод за долги, а их 57 миллионов! Ну, они долги отдали. И мы все учителям перечислили.

И потихоньку долги перед бюджетниками закрыли.

- В Кирове любят посудачить, что в последний год правления губернатора Василия Десятникова пропала огромная сумма денег, целый бюджет Кировской области. И растащили его, мол, приближенные. Вот, почему так плохо жили - воровали много?

- А дело, знаете, как было с этим пропавшим бюджетом? Москва переводила по итогу года в регионы трансферты. Но Минфин ждал выборов в Кировской области. Все были уверены, что Десятников пройдет во второй тур. Но неожиданно он не прошел и выборы выиграл Сергеенков.

Я после назначения поехал в Москву на совещание Союза городов, под председательством Примакова. Там ко мне подошли представители Минфина: «Киселев? Из Кирова?». «Да», - говорю. «Передай Сергеенкову, что получит трансферт за 15%». Я вернулся в город и сразу к Нилычу - так, мол, и так. А он взрывной был, как закричит: «Никому и никогда я деньги не платил и не буду». Ну, и не пришли в область тогда федеральные деньги.

- А какие отношения у вас были с губернаторами? Ведь Десятников вас увольнял с должности руководителя Фонда имущества Кировской области. Сергеенков, хоть и сам предложил возглавить город, затем был недоволен вашей настойчивостью увеличить финансирование бюджета города. С Шаклеиным вы и вовсе конкурировали на выборах в губернаторы.

- Конфликты были, конечно. Я же непростой, взрываюсь часто, могу быть жестким, ответить могу, по-боцмански. Но я каждый год на День города приглашал экс-губернатора Десятникова. Всегда лично поздравлял с Днем рождения. Организовал бал мэра. На него руководители предприятий приходил с женами. Да и вообще, мы с руководителями городских предприятий жили одной большой семьей. Перед Новым годом все директора заводов приходили на прием к мэру, это была честь - быть приглашенным. Я знал обо всем, что происходит на всех предприятиях.

И никто не отказывал нам в помощи. Предприятия финансировали баскетбольный клуб «Буревестник», футбольный клуб «Динамо», хоккейный клуб «Родина». Баскетбольный и футбольный клуб мы вообще создали и вывели в премьер-лигу, ребята побеждали сильнейшие команды. «Буревестник» в суперлиге «Б» в Казани обыграл местный клуб. На трибуне было 17 000 зрителей. Минтимир Шаймиев лично был на игре, но его команда проиграла нашим ребятам. Он тогда на меня сильно обиделся.

А «Родина» в конце 90-х жила трудно. В 1997 году восемь хоккеистов написали заявления об увольнении. Я приехал на собрание и сразу сказал: «Те, кто сейчас уйдет, больше никогда в этот клуб не вернутся. Те, кто остается, - идете писать заявления в пединститут. Вопрос с зарплатой решу. Обещаю, что каждый год на клуб будем выделять по квартире». В итоге все остались, ушел один.

И вот, что важно, - руководитель города обязан присутствовать на соревнованиях. Не один раз прийти на открытие сезона, произнести речь и уйти, не посмотрев матч. А именно быть на домашней игре. Пусть не на всей целиком, а на последнем тайме. Но чтобы по громкой связи сказали: «На матче присутствует мэр». Это важно ребятам, они же тогда пахать будут, рвать соперника из последних сил. Я после каждого матча шел к ребятам, жал руки, хвалил за успехи, ругал за поражения. И когда они взяли «бронзу» в чемпионате страны и подарили мне клюшку с подписями, мне было приятно. Я до сих пор ее храню, это очень важный для меня подарок.

У Василия Киселева хранится почти 20 различных чучел. Фото: архив «КП»

У Василия Киселева хранится почти 20 различных чучел. Фото: архив «КП»

- Василий Алексеевич, ведь все знают, что в 90-ые все решали деньгами или при помощи бандитов. Предлагали вам взятки и за какие услуги? И как вы сосуществовали с ребятами типа Прокопа?

- Никто даже не совался ко мне с предложениями денег. Я не брал никогда. И всем руководителям говорил, Никите Белых в том числе: «Никогда не берите деньги в руки, даже если они на благое общественное дело. Дающий будет думать, что ты себе часть оставил, а не все на дело пустил. А ты будешь чувствовать себя обязанным. Если нужна спонсорская помощь, лучше счет предприятию выставить. И пусть оплачивают».

А по поводу Прокопа. Знал лично. Я был председателем попечительского совета храма Пантелеймона Целителя. А Михаил Прокопьев как раз его и строил. Общались по вопросам храма. Казалось, хороший парень.

- На вас не раз заводили уголовные дела. За что?

- За то, что работаю. Например, нужно было дороги в городе ремонтировать. А денег нет. Будут только в январе, но делать-то нужно сейчас. Вот мы и договорились с пермской компанией, что они нам на 150-170 млн рублей отремонтируют улицу Совесткую в Нововятске, а дальше от нее всю улицу Ленина, Бородулина, Щорса, Ломоносова. А мы деньги отдадим в январе. Они дорогу сделали, а я уголовное дело получил.

Или вот у нас заведено было, что мы жилье бюджетникам давали. Например, построили дом на 300 квартир на перекрестке Розы Люксембург и Ленина. Туда учителя и врачи въехали, даже санитарки квартиры получили. Давали спортсменам-каратистам, как я уже говорил, театральным актерам. Но кто-то решил, что Киселев квартиры за деньги раздает. Почти три сотни людей опросили - оказалось: все получили квартиры законно, никто не по знакомству со мной, не за деньги.

- Вы за какое название для города: Киров или Вятка?

- Когда говорят о возвращении городу исторического названия, хочется спросить: какого именно? Ведь город 403 года назывался Хлыновом, потом 150 лет - Вяткой и 82 года - Кировом. Почему тогда историческое название Вятка? Получается, что Хлынов.

Противники Кирова что говорят? Что Сергей Миронович был плохим человеком, людей убивал, детей и женщин расстреливал. А где доказательства? То, что при нем это происходило, это не значит, что он это делал.

- В свое время вы состояли в партии. Но именно в ваше правление в Кирове построили огромное число церквей. Как коммунист к церкви пришел?

- Я даже когда в партии состоял, был уверен, что есть над нами силы. Как иначе объяснить вот такой факт: у моего деда было четыре сына. Все ушли на фронт. Они не сидели в штабах, а все воевали на передовой, участвовали в боях. И все вернулись. Живые и на своих ногах. Хотя отец был весь израненный, но живой. Разве такое возможно, если Бога нет?

Мы были дружны с Митрополитом Хрисанфом. Часто общались, но и много спорили: о роли Николая II в судьбе страны, о периоде репрессий 30-ых, о ГУЛАГе.

Вообще, это свойственно человеку - к концу жизни подводить итоги, анализировать, каяться.

При Василии Киселеве в Кирове построен десяток храмов, в том числе и храм Пантелеймона целителя. Фото: panteleimon-vyatka.ru

При Василии Киселеве в Кирове построен десяток храмов, в том числе и храм Пантелеймона целителя. Фото: panteleimon-vyatka.ru

СПРАВКА «КП»

Василий Алексеевич Киселев родился 23 декабря 1945 года в селе Шабуры Опаринского района Кировской области. Уже в школе ему дали прозвище «боцман», потому что с детства мечтал стать моряком. Поэтому поступил в Великоустюгское речное училище, а затем - в Новосибирский институт инженеров водного транспорта.

В 1966 году ушел служить штурманом на танкер. Быстро дослужился до капитана, уже в 32 года получил это звание. А затем пробивного и бойкого парня перевели в начальники службы портового хозяйства, а затем и замначальника Северного речного пароходства в Архангельск.

В 1988 году был назначен начальником порта «Киров» Вятского речного пароходства. Под его руководством создали Филейский порт (за Большой горой), к которому подвели железнодорожные пути для удобства перемещения грузов.

В 1992 году при губернаторе Василии Десятникове руководил Фондом имущества Кировской области. Но когда не согласился приватизировать мясокомбинат и пивзавод, Десятников его уволил.

В 1994 году ушел работать замдиректора Кировского филиала международной корпорации «Ариэль». А в 1996 году вернулся в Вятское речное пароходство, но теперь уже замом.

Когда в 1996 году Десятников проиграл выборы, а его место занял Сергеенков, Владимир Нилович назначил Киселева и. о. мэра города Кирова. В марте 1997 года проходили выборы, на которых поддержать Киселева приехал генерал Лебедь. И народ Василия Алексеевича поддержал.

На второй срок был переизбран в марте 2001 года.

В 2004 году Киселев получил звание «Лучший мэр России».

С поста мэра ушел в 2006 году, так как по закону руководить городом больше не мог по достижении определенного возраста.

«Лучший мэр страны» любит и умеет рыбачить. Фото: архив «КП»

«Лучший мэр страны» любит и умеет рыбачить. Фото: архив «КП»

С 2006 по 2011 год проработал проректором Кировской медакадемии. Но этот пост тоже был вынужден покинуть по достижении предельного возраста. С 2011 по 2014 год работал помощником ректора ВятГУ.

Сейчас на заслуженной пенсии. Занимается любимым делом - охотой и рыбалкой, а также любит путешествовать с внуком.