Премия Рунета-2020
Киров
+15°
Boom metrics
Общество29 января 2018 9:15

В Кирове родительские деньги, уплаченные за питание детсадовцев, пустили на премии

Контрольно-счетная палата и УБЭП нашли многомиллионные нарушения в системе детского питания города
За питание детей платят родители, вот только оказалось что не все родительские деньги идут на ребятишек.

За питание детей платят родители, вот только оказалось что не все родительские деньги идут на ребятишек.

Фото: Алексей БУЛАТОВ

О том, что заседание комиссии Кировской городской думы по социальным вопросам будет особенным, стало понятно еще до начала - по составу участников. Помимо основного состава, депутатов и главы города Елены Ковалевой, в нем участвовали глава администрации Илья Шульгин, глава департамента образования Александр Петрицкий и руководители всех подведомственных департаменту структур: «Центра ресурсного обеспечения», Централизованной бухгалтерии, «Комбината готового питания», ‒ а также председатель Контрольно-счетной палаты Кирова Елена Мерзлякова и оперуполномоченный Управления экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД по Кировской области Артур Насыров.

ХЛЕСТКИЕ ЦИФРЫ ОТЧЕТА

Председатель КСП Елена Мерзлякова сдержанно доложила о результатах проверки, как используются бюджетные и родительские деньги, направленные на питание детсадовцев, а также на присмотр и уход за малышами в 2015 и 2016 году. В докладе каждая фраза хлестала, как плеть.

Председатель КСП Кирова Елена Мерзлякова. ФОТО: Александр Воробьев.

Председатель КСП Кирова Елена Мерзлякова. ФОТО: Александр Воробьев.

1. В ноябре 2014 года и октябре 2015 года постановлениями администрации города увеличена родительская плата при отсутствии оснований (в это время не было нормативных затрат при осуществлении ухода и присмотра за детьми).

2. Затраты на хранение, расфасовку, контроль качества и доставку продуктов питания учтены только для групп полного пребывания.

3. Централизованная бухгалтерия довела до «Комбината готового питания» меньше родительской платы в части обеспечения продуктами питания. В 2015 году на питание не потратили 14 755 100 рублей родительских денег. В 2016 году ‒ еще 12 556 700.

4. Из уплаченной родительской платы на расходы, связанные с присмотром и уходом, в 2015 году не было направлено 9 653 400 рублей.

5. Анализ затрат на питание одного ребенка в день показал, что фактически затраты ниже, чем в нормативах: в группах полного дня ‒ на 12 рублей, в группах кратковременного пребывания ‒ на 8,7 рублей.

6. Питание детей в детских садах не соответствовало нормам по повторяемости блюд, по калорийности и недостаточной витаминизации.

7. На 1 января 2017 года в двух детских садах имелись остатки скоропортящегося продукта (творога), который списали по меню, на питание детей.

8. До сентября 2016 года договоры на поставку продуктов питания «Комбинатом готового питания» заключались поквартально, а после по причине недостаточности ассигнований они заключались на один месяц.

9. По целому ряду продуктов цены, по которым «Комбинат готового питания», завышен более чем на 20%. Так, мясо бескостной говядины лопаточной части закупили по цене 449 рублей за килограмм, что почти на 80 рублей больше, чем в областных образовательных учреждениях. Картошку купили на 77% дороже, апельсины ‒ на 62%.

10. В «Центре ресурсного обеспечения» (ЦРО) долгое время вакантными остаются 9,5 ставок. При этом действующие сотрудники годами занимают сразу несколько ставок и получают по ним полную зарплату. Так, главный бухгалтер, который совмещала должность руководителя Центра, за год заработала 1 800 000 рублей (почти 150 000 рублей в месяц).

ДЕНЬГИ УШЛИ НА ПРЕМИИ?

Сухой отчет сменился бурным обсуждением.

‒ Из вашего отчета выходит, что за 2015‒2016 годы было недонаправлено 27 миллионов родительских денег на питание? А куда их дели? ‒ спросили депутаты.

‒ Эти деньги в бюджете обезличены, они не целевые. Они просто стали доходным источником как доходы от платных услуг и были направлены на расходы департамента образования, ‒ ответила председатель КСП Елена Мерзлякова.

‒ А не на зарплаты ли эти деньги ушли? ‒ поинтересовались депутаты.

В заседании принял участие оперуполномоченный Управления экономической безопасности (за столом в правом ряду третий справа). ФОТО: Александр Воробьев.

В заседании принял участие оперуполномоченный Управления экономической безопасности (за столом в правом ряду третий справа). ФОТО: Александр Воробьев.

‒ Зарплаты некоторых сотрудников «Центра ресурсного обеспечения», подведомственного департаменту, действительно вызывают вопросы, ‒ признался оперативник УБЭПа Артур Насыров. ‒ Этот Центр занимается доведением бюджетных ассигнований, то есть именно он перечисляет родительскую плату «Комбинату готового питания». Так вот главный бухгалтер ЦРО Елена Сенникова занимала вакантную должность руководителя учреждения на время декретного отпуска прежнего руководителя. За это время ее ежемесячный доход максимально доходил до 249 000 рублей. За 2015 год она заработала 1,4 млн. За 2016 год ‒ почти 1,8 млн в год. Дай бог, чтобы у нас губернатор столько получал. По обеим ставкам госпожа Сенникова не просто получала оклад, но и премии. По первой ставке ее ежемесячная премия составила 200%, по второй ‒ 150%. При этом такие премии в ЦРО объясняют «отсутствием жалоб со стороны подведомственных учреждений». Но по отчету КСП получается, что бюджетные ассигнования ‒ те самые миллионы, не потраченные на питание ‒ ЦРО не доводит, а жалоб нет. И сегодня мне непонятно, как те, кто не доводит бюджетные ассигнования, а значит, не выполняет своих прямых обязанностей, не получает никаких нареканий и за это получает такие премии? И второе. Из года в год в Центре есть девять вакантных ставок. На эти вакантные ставки начисляются деньги, которые по итогам года успешно расходуются на премии сотрудникам. Что, за два года эти пустующие ставки никак нельзя сократить и сэкономить бюджетные деньги? Мне непонятно, почему годами никто не видит, что каждый месяц по миллиону рублей не доводится до детей по питанию? Почему люди годами сидят на двух, а то и трех ставках, получают зарплаты да еще и премии себе выписывают? К слову, после проверки КСП часть нарушений исправили. И мой ребенок, в кой-то веки, на новый год получил подарок в садике не за родительскую плату. Но вопросы по зарплатам так и остались.

ВСЕ ЗАКОННО

Глава департамента образования Кирова Александр Петрицкий постарался объяснить, откуда взялись такие неслыханные для дошкольного образования зарплаты.

‒ Все начисления и премии производятся согласно положению об оплате труда. Оно разработано на основе положения администрации города Кирова, ‒ начал Александр Петрицкий. ‒ По поводу Сенниковой пояснит мой заместитель: Екатерина Козловских с осени 2015 года находилась в отпуске по уходу за ребенком. С этого времени Сенникова совмещала две должности: директора ЦРО и главного бухгалтера.

‒ Понятно, что она занимала две ставки. Но почему человек сам себе выписывает премии? Почему их не согласовывал глава департамента? Почему Центр не выполняет своих обязанностей ‒ не доводит лимиты ‒ а премии получает? ‒ спросила глава комиссии по социальным вопросам Лариса Копысова.

‒ Таких сумм, как вы сейчас назвали, в Центре не получают. Максимальные выплаты ‒ 57 000 рублей. Сумма, которую вы называете, могла появиться только с учетом компенсации за неиспользованный отпуск при переводе на новую должность, ‒ ответила начальник Центра Екатерина Козловских, которая уже вернулась из декретного отпуска. ‒ Все оклады и премии у нас согласованы и не превышают каких-то недозволенных цифр.

‒ Не согласна. Я могу подтвердить, что в акте нашей проверки цифры таких выплат есть. Повторяю, эти огромные выплаты ‒ факт. Но вопрос в том, что нарушений положений об оплате нет, все в рамках закона, ‒ пояснила председатель КСП Елена Мерзлякова.

‒ Боже мой, какое счастье, что сейчас вас не слышат воспитатели детских садов. Люди, которые выполняют непосредственный уход и присмотр за детьми, получают по 20 000 рублей в месяц. Это со всеми премиальными, а у вас в десятки раз больше, ‒ вздохнула депутат Копысова. ‒ Тогда объясните, почему столько лет было вакантным такое количество ставок? Ведь если без этих людей с работой в Центре три года справляются, значит нужно их сократить.

‒ Благодаря этим ставкам сотрудники Центра получали стимулирующие выплаты. Эти деньги шли не только руководителям, как указано в проверке, но и всем сотрудникам. Чтобы получать чуть больше, ‒ попыталась пояснить директор ЦРО Екатерина Козловских.

‒ Больше? Еще больше? Куда больше? У вас зарплаты выше, чем у министров! ‒ возмутились депутаты.

НАКАЗАНИЙ НЕ ИЗБЕЖАТЬ

‒ Сейчас система распределения родительской платы за питание в садиках очень сложная. У нас есть Централизованная бухгалтерия, есть «Центр ресурсного обеспечения», есть «Комбинат готового питания» и еще ряд структур. Зачем все эти прослойки между оплатой и питанием? Ведь эту структуру явно пора реформировать! ‒ высказался депутат Владимир Журавлев.

‒ Могу вас заверить, что на сегодняшний день в эту тему я очень серьезно погрузился, ‒ ответил глава администрации Кирова Илья Шульгин. ‒ Ежегодно бюджет города тратит на питание детей порядка 820 млн рублей. Эта сумма совершенно космическая. Я пообщался с директором школы № 28, единственной, которая не пользуется услугами «Комбината готового питания». Оказалось, что комбинат делает наценку на питание порядка 55-60%. Мы с этим будем разбираться. Ведь это казенное учреждение, но здесь странные вещи происходят. Анализируя закупаемую продукцию, мы видим колоссальную наценку, да еще и товар проходит по разным строкам расходов. Так, мясо говядины в разном виде проходит по смете в 10 строках. Цены и объемы разные. Абсолютно непрозрачная система. Могу сказать, что максимальная цена мяса при закупке у нас 480 рублей за килограмм, в Казани при таких же объемах ‒ 300 рублей. У нас картофель закупают по цене 36-38 рублей. Яблоки ‒ по 120 рублей. Есть над чем подумать. Все эти вопросы по зарплатам переплетаются с ситуацией в УК Ленинского района. Там тоже люди сами себе начисляют зарплаты, сами себя премируют. Причем складывается впечатление, что у нас главный критерий премирования сотрудников ‒ это своевременные запросы и отсутствие жалоб. Хотя это то, что люди и так должны делать в рамках своей обычной работы. Все это надо реформировать и выводить нормальную систему премирования. И я уже дал задание посмотреть, кто какие зарплаты в подведомственных учреждениях получает. Дайте мне две недели, чтобы мы вышли к вам с конкретными предложениями, как реформировать систему детского питания в Кирове.

‒ Меня вот что смущает: суммы, которые получают в Центре в качестве премий, просто режут слух, но выходит, что все выплаты законны, они не нарушают положение об оплате труда. А кто разработал это положение, кто следит за его выполнением? ‒ спросила глава города Елена Ковалева.

Глава города Елена Ковалева и руководитель комиссии по социальным вопросам Лариса Копысова. ФОТО: Александр Воробьев.

Глава города Елена Ковалева и руководитель комиссии по социальным вопросам Лариса Копысова. ФОТО: Александр Воробьев.

‒ Положение разработано департаментом экономического развития, ‒ сказал начальник управления Виталий Кицюк. ‒ Мы ежегодно мониторим заработную плату учреждений. Но нам другие цифры подаются.

‒ Я прошу вас, коллеги, аккуратнее формулировать мысли. Потому что сейчас я вынужден решать вопрос с УК Ленинского района, где четыре руководителя при увольнении получили премиями 2,5 миллиона. Потому что так прописано в положении об оплате. И не важно, по какой причине человек увольняется, выполнил он показатели или нет. Получается, что всеми положение согласовано и подписано, и оно позволяет это творить, ‒ возмутился Илья Шульгин. ‒ Вот сейчас ситуация в ЦРО, которую мы обсуждаем, вырисовывается ровно такая же. Поэтому дано задание все подведомственные учреждения (я повторяю ‒ все!) проверить на предмет оплаты труда. Тотально проверить. Каждый, кто получает из бюджета хоть копейку, обязан отчитаться, какие у него условия труда. И, если он хоть за миллиметр выходит за красную линию, у меня возникает желание с этим человеком разобраться. Честно вам скажу. Потому что я не понимаю, как этим людям попал в руки такой инструмент формирования заработной платы. И как я должен это объяснить людям, которые работают в детских садах? Воровать с кладбищ и у детей - нельзя!

‒ Меня еще очень беспокоит вопрос, как формируются муниципальные заказы, ‒ добавила Елена Ковалева. ‒ Ведь факты вскрылись: недоведение лимитов, недоведение финансирования, ежемесячные торги. Зачем мы Комбинат создавали и централизовали там все, если мы торгуемся каждый месяц? Любое укрупнение торгов ведет за собой удешевление цены. В техзадании прописывается периодичность поставки и все, что касается качества. Если бы мы укрупнили торги, если бы мы их формировали на год с разбивкой по поставкам, у нас была бы абсолютно другая ситуация. К нам пришли бы крупные поставщики. А сейчас у нас всего 12 поставщиков, которые сбывают нам свой товар по завышенной цене. Почему мы это допускаем?

‒ У нас нет поставщиков, которые вышли бы на торги с такими объемами на год, ‒ ответила на вопрос представитель Комбината готового питания.

‒ А как тогда областные учреждения проводят такие торги? Почему у них есть поставщики, а у нас нет? ‒ возмутилась глава города. ‒ Пора серьезно подойти к этому вопросу. И окончательно разобраться с детским питанием, раз и навсегда, чтобы такого безобразия у нас больше не было.

В итоге большого обсуждения депутаты сформировали предложения по решению проблемы:

1. Упростить структуру распределения родительской платы за питание в садах. Убрать посредников.

2. Усилить контроль за подведомственными департаменту образования подразделениями.

3. Реформировать систему проведения торгов с укрупнением контрактов на год.

4. Рассмотреть вопрос о наложении дисциплинарного взыскания на руководителя департамента образования.

Уже в течение двух недель администрация города разработает предложения по реформированию системы детского питания в Кирове.