Премия Рунета-2020
Киров
+19°
Boom metrics
Общество22 января 2018 8:59

Сергей Фараонов: «Главные качества наших сотрудников – честность, неподкупность, мужество»

О тонкостях работы конвоиров рассказал начальник Управления по конвоированию УФСИН России по Кировской области
Анна ВОЛКОНСКАЯ
Начальник Управления по конвоированию УФСИН России по Кировской области Сергей Фараонов. Фото: УФСИН России по Кировской области

Начальник Управления по конвоированию УФСИН России по Кировской области Сергей Фараонов. Фото: УФСИН России по Кировской области

20 января в России отмечают День специальных подразделений Управления исполнения наказания по конвоированию. О том, как осуществляется обеспечение безопасности граждан при конвоировании осужденных, какими качествами должен обладать сотрудник, рассказал начальник Управления по конвоированию УФСИН России по Кировской области Сергей Фараонов, который на протяжении почти 30 лет несет службу в конвойном подразделении.

ПРОФЕССИЯ «КОНВОИР»

– Сергей Викторович, работа конвоиром не из легких как физически, так и психологически. Какие основные требования к сотрудникам и меняются ли они с годами?

– Главные качества сотрудников этой системы – честность, неподкупность, мужество, добросовестное отношение к службе. Требования к конвоирам весьма высоки и неизменны год от года: это и качественная физическая подготовка, и высокий уровень стрессоустойчивости. Самое главное качество для конвоира, да и вообще для всех сотрудников УИС, – это выдержка, умение работать без эмоций.

Самое главное качество для конвоира, – это выдержка, умение работать без эмоций. Фото: УФСИН России по Кировской области

Самое главное качество для конвоира, – это выдержка, умение работать без эмоций. Фото: УФСИН России по Кировской области

Физическая подготовка сотрудников имеет особое значение при выполнении служебных задач. Важная роль отводится быстроте реакции претендента на должность в подразделение. Порой в условиях ограничения свободы среди арестантов не найдется того, кто не мечтал бы о побеге. А от уровня подготовки конвоира зависит и его жизнь, и здоровье. Кроме того, в случае попытки реализации заключенным своего умысла у конвоиров не будет времени на раздумья. Действовать в таких ситуациях необходимо с молниеносной решительностью, но в строгих рамках законодательных предписаний. Действия производятся строго в соответствии с буквой закона. Ведь любое движение конвоя в сторону спецконтингента может повлечь поток жалоб со стороны правозащитных организаций. Поэтому конвоиру необходимо грамотно применять спецсредства и физическую силу, внимательно изучать приказы и инструкции, регламентирующие работу подразделения.

– Вы давно работаете в данной системе. Пообщавшись с кандидатом, определите, сможет ли он работать в конвое?

– Никогда не задумывался над этим, но думаю, да. Хотя становление конвойника – это не сиюминутный процесс, становление идет годами, приобретаются определенные качества, вырабатывается характер.

– Сталкиваются ли ваши сотрудники с таким явлением, как профессиональное перегорание?

– Да, писали заявления на увольнение и по этой причине. Это тяжелая работа, и физически, и психологически. С возрастом, со временем происходит перегорание. Чтобы его предотвратить, с сотрудниками в ежедневном режиме работают психологи.

У нас развита система наставничества, более опытные сотрудники «ведут» новичков. Создана и функционирует ветеранская организация, женсовет. Все это помогает в работе и оказывает положительное влияние на климат в Управлении. Мы большая, дружная семья.

– Есть ли в рядах конвоиров женщины?

– В настоящее время в штат сотрудников Управления по конвоированию входит более 30 женщин. Вопреки всем нашим представлениям о том, что служба в конвое – только для

ПОДГОТОВКА ПРЕВЫШЕ ВСЕГО

– Тренируете ли вы сотрудников, устраиваете марш-броски, мастер-классы на выносливость, реакцию?

– Регулярно проводим занятия, на которых проигрываем различные конфликтные ситуации. Конвоир должен научиться держать себя с осужденным так, чтобы у того и мысли о побеге не возникло. Раз в месяц в отделении профессиональной подготовки на контрольно-проверочном занятии они выполняют необходимые нормативы. Например, на «отлично» нужно 17 раз подтянуться, пять раз выполнить комплексное силовое упражнение (четыре упражнения, по 10 раз каждое), пробежать «челночным бегом» 10 раз по 10 метров за 25 секунд. В обязательную спортподготовку входит также рукопашный бой. Именно поэтому, наверное, в Управлении немало спортсменов.

Команда Управления по конвоированию принимала участие в Спартакиаде УФСИН России по Кировской области по 9 видам спорта. По итогам Спартакиады команда Управления по конвоированию 17-й раз заняла 1 место.

Сотрудник Управления по конвоированию УФСИН России по Кировской области признан бронзовым призером в сверхмарафоне, который проходил в Дзержинске Нижегородской области. В мероприятии участвовало более 150 спортсменов из Нижегородской области, Тулы, Москвы, Подольска, Кирова, Пучежа, Волжска, Боровска и других городов. В забеге принял участие младший инспектор Управления по конвоированию УФСИН России по Кировской области старший сержант внутренней службы Анатолий Четвериков, который преодолел дистанцию 76 400 метров и занял 3 место.

31 августа в Управлении по конвоированию был проведен I этап смотра-конкурса на лучшего начальника караула ФКУ УК УФСИН России по Кировской области, первое место в котором занял капитан внутренней службы Иван Заболотских. В период с 10 по 11 октября капитан принял участие во втором этапе смотра-конкурса на лучшего начальника караула ПФО, который проходил в Перми, где также занял 1 место. Так что нам есть, кем гордиться.

– В чем главное отличие конвоиров от других служащих УИС?

– Работа конвоиров считается особо опасной: полный контакт с осужденным, да еще и не за решеткой и колючей проволокой. Кроме того, конвоиры всегда ходят с оружием, но вот, к примеру, на вокзале применять его строго запрещено: место людное. К тому же, оказывается, что спецвагон с осужденными находится в хвосте самого обычного пассажирского поезда. Что же делать конвоиру, к примеру, при попытке побега осужденного? Оказывается, лучшие товарищи конвоира – служебные собаки.

Конвоирование заключенных. Фото: УФСИН России по Кировской области

Конвоирование заключенных. Фото: УФСИН России по Кировской области

ВЕК ГУМАНИЗМА

– Расскажите о спецвагонах, «столыпинские вагоны» ушли в прошлое. На что их заменили в век гуманизации?

– Сейчас у нас шесть вагонов, один – новой модификации, ожидаем обновления. В новых вагонах для осужденных созданы все условия: кондиционирование, обеспечение водой каждой камеры, освещение. Внутри ныне имеющихся спецвагонов, как в обычных купейных, – длинный коридор от начала до конца, но вместо купе – камеры, а вместо дверей в купе – решетки, которые раздвигаются в стороны. Есть большие камеры, есть малые.

Заключенные при посадке в камеры делятся по категориям: женщины, несовершеннолетние, подследственные, осужденные, туберкулезные больные, страдающие психическими заболеваниями. Каждая категория перевозится отдельно.

Спецвагоны прицепляются к обычным поездам. И часто люди, едущие в этом поезде, даже не замечают, что в соседнем вагоне перевозят заключенных. Прием и высадка производится не на перроне, при обычных пассажирах, а в специальном месте и при специальной расстановке караула.

Спецвагон. Фото: УФСИН России по Кировской области

Спецвагон. Фото: УФСИН России по Кировской области

Есть в составе караула и свой повар. Кстати, обслуживает спецвагон самый обычный проводник, один из таких, которые работают и в гражданских вагонах, но с заключенными он не контактирует. Он убирает, моет вагон, готовит кипяток – в общем, выполняет свои стандартные должностные обязанности. Кстати, среди проводников, как водится, много женщин. В туалет, кстати, заключенные выводятся по одному в сопровождении двух конвоиров. Вывод в туалет целого вагона, семидесяти человек, занимает около трех часов.

Вагон снабжен видеокамерами, которые передают сигнал в режиме настоящего времени.

– При перевозке этапируемых автомобилем правила отличаются?

– В Кировской области 14 специальных автомобилей, оборудованных по последнему слову техники: система ГЛОНАСС, спутниковый мониторинг, кондиционер, автономное отопление, радиостанция, переговорное устройство.

Кузов машины разделен на несколько камер. Есть одиночные, есть на 5, 15 и 52 человека. Интересно, что во время пути автозаку запрещено останавливаться. При этом колонна должна двигаться строго 60 км в час.

Спецавтомобили. Фото: УФСИН России по Кировской области

Спецавтомобили. Фото: УФСИН России по Кировской области

Пешее конвоирование начинается из автомобиля. Здесь, по правилам, заключенных охраняет один часовой. При выходе осужденных сразу встречает караул. Чаще всего контингент этапируемых – это особо опасные преступники, отбывающие наказание за тяжкие преступления, в том числе за убийство. Поэтому на заключенного сразу надевают наручники и зачитывают правила поведения во время пешего конвоирования.

Подобных этапов может быть несколько за день. Заключенных перевозят и днем, и ночью. В 2017 году кировским Управлением по конвоированию было совершено более 250 плановых железнодорожных караулов, и 59 особых, то есть тех, которыми этапируются особо опасные преступники. В 2017 году отконвоировано более 52 тысяч осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в том числе 6325 подследственных.

– А особые случаи были: попытки побега, нападения на конвой?

– Всегда присутствуют провокации со стороны осужденных на предмет послабления режима. Сотрудники предотвращают подобные нарушения. Также, например, были попытки блокирования камеры (заблокировал дверь при выходе на станции). Был случай, когда конвоир распознал попытку подмены осужденного, сверив с фотографией из личного дела.

В истории были и другие случаи, при взаимодействии с УМВД, когда происходил обмен заключенных, была совершена попытка побега с преследованием.

СПОРТ, КНИГИ, ГИТАРА

– Сергей Викторович, а как вы пришли работать в систему конвоирования? Никогда не жалели, что связали жизнь с таким непростым направлением?

– Мама работала в аптеке, отец был водителем. Можно сказать, что приехал поступать с товарищами за компанию в Саратовское военное училище и остался там. Затем в 1983 году по распределению попал в Киров. Прослужил 15 лет в военной части. Ни разу не пожалел о своем выборе.

– Как удается переключаться с работы на домашние дела? Что помогает «не перегореть»?

– Порой проблемы работы переносятся и домой, невозможно взять и переключиться. В обычной жизни я человек домашний, занимаюсь спортом, играю на гитаре, читаю. В основном историческая литература, из последнего – «Екатерина Великая», сейчас про Потемкина читаю.

– У вас взрослый сын, какое направление выбрал он для себя?

– Творческое. По моим стопам не пошел, хотя после окончания школы я провел с ним разговор. Сначала не понимал его музыку, но сейчас, когда и он убедился, что это хобби, отношусь с пониманием.

– Накануне профессионального праздника что хотите пожелать сотрудникам Управления по конвоированию?

– Сотрудникам и ветеранам хочу пожелать здоровья, успехов в нелегкой работе и чтобы всегда было, куда возвращаться. И мирного неба!