Премия Рунета-2020
Киров
+12°
Boom metrics
Общество13 декабря 2017 13:25

Мнение перевозчиков: автобусное сообщение внутри районов Кировской области умерло

Для спасения ситуации региональный минтранс предлагает бороться с нелегалами и переводить автобусы на газ, руководители АТП уверены, это не поможет
Автобусы в Кирове и области изношены на 85%.

Автобусы в Кирове и области изношены на 85%.

Фото: Валентина РОГАЧЕВА

На ноябрьском заседании Законодательного собрания Кировской области депутаты гневно ругали проект бюджета на 2018 год, в котором ни копейки не заложено на поддержание местных пассажирских перевозок. На декабрьском заседании комитета по ЖКХ, строительству и транспорту вновь решали, что делать с пассажирскими перевозками. Даже заслушали министра транспорта Кировской области Михаила Поршнева, который рассказал о ситуации в отрасли. Опять поругали работу минтранса и попеняли на дырявый бюджет. А вот только, что дальше делать, так и непонятно.

Полгода без автобусов

По словам министра Поршнева ситуация с муниципальным сообщением в Кировской области такая: автомобильный транспорт - основной в регионе, его удельный объем во всех перевозках — 85,8%. В области действуют 106 межмуниципальных маршрутов, из которых 59 — пригородные. При этом почти 85% всех автобусов изношены. Выходить на линию они уже не могут. Например, из-за 100% износа обоих муниципальных автобусов уже полгода нет сообщения между селами в Санчурском районе.

Основными причинами столь сложной ситуации в минтрансе называют:

1. Отсутствие субсидирования автоперевозчиков на малоприбыльных маршрутах. Много полупустых сел, куда автобус вынужден ехать по убитой дороге за двумя бабушками. И выпадающие доходы никто не компенсирует.

2. Изношенный автопарк. Денег на покупку новых автобусов у муниципалитетов нет.

3. Большое число частников, которые перехватывают пассажиров на самых прибыльных направлениях (в соседние города, например) и снимают все сливки, оставляя муниципальным перевозчикам лишь малоприбыльные направления.

4. Низкая заинтересованность перевозчиков работать по-белому. Ведь официальный перевозчик должен будет заплатить налоги, потратиться на медосмотр и техосмотр перед рейсом. При этом частник, который попался на нелегальной работе, заплатит штраф всего в 3000 рублей. Эта сумма не стимулирует выходить из тени.

Что делать

Региональный минтранс предлагает ряд решений проблемы.

1. Например, уже направлено письмо на имя первого заместителя председателя правительства Кировской области Александра Чурина найти при исполнении бюджета возможность субсидировать перевозчикам выпадающие доходы.

2. Министр транспорта Кировской области Михаил Поршнев также предлагает активнее переводть на газомоторное топливо автопарк Кирова. А высвободившиеся автобусы передавать в районы.

3. У автовокзала Кирова уже запрещено останавливаться и стоять частным машинам, чтобы таксистам было сложнее набирать пассажиров.

4. Разработать варианты неких преференций для тех частников, которые решатся работать по расписанию на выделенных маршрутах (включая и не самые загруженные).

Вот только руководитель Юрьянского АТП Олег Леушин разнес все эти предложения в дым.

- У нас в большей части районов уже вообще нет автобусного муниципального сообщения. Остались лишь таксисты. И их все устраивает сейчас, так что рассуждать о том, как вывести частников из тени, - пустое занятие. Ситуация эта накапливалась годами. Капля за каплей. Вот в Кировской области власти установили тариф для автобусов - 3,51 рубля за километр пути. Это вдвое больше, чем во всех соседних регионах. И этот тариф приравнивал нас по цене с частниками. Но мы не можем с ними конкурировать: у них новая удобная техника, а не наши убитые автобусы. Еще один гвоздь в крышку гроба - отменили льготников. Сделали льготу адресной. Теперь бабулька, чтобы получить эти талоны на проезд, должна кучу бумаг собрать и несколько очередей отстоять. Понятно, что число пассажиров сразу сократилось почти втрое. А ведь мы получали компенсацию за льготных пассажиров. Что касается передачи автобусов кировского автопредприятия в районы, ну это же смешно. Ну зачем в районе большой ЛИАЗ с коробкой передач. Да он по бездорожью не пройдет! Да и нет у нас базы его ремонтировать и обслуживать.

В итоге, что делать с этой ситуацией, ни у перевозчиков, ни в минтрансе, ни у депутатов пока понимания нет. Решили создать рабочую комиссию, которая будет предлагать варианты решения.