2017-11-02T18:08:30+03:00

Первые во всем: кировский Лицей информационных технологий отмечает 100 лет

С 1947 года аттестаты особого образца и медали получили 242 ученика этой школы
Анастасия ЛАМАНОВАМария ХЛЫБОВА
Фото: Анастасия ЛАМАНОВАФото: Анастасия ЛАМАНОВА
Изменить размер текста:

Школа № 28 – полная ровесница Октябрьской революции. Она образовалась 25 октября 1917 года по старому стилю, 7 ноября – по новому. Поэтому позднее школе было присвоено имя Октябрьской революции, единственной в СССР. И уронить честь школа не могла: с самого ее основания работал слаженный, творческий, профессиональный педагогический коллектив, благодаря этому она все годы оставалась передовой не только в городе Кирове, но и в области. Первым ее директором был талантливый педагог Владимир Александрович Афанасьев. За годы своего существования лицей поменял несколько статусов и названий. В 30- 40-х годах школа была Образцовой, а в 50 – 60-х - базовой школой областного отдела народного образования. В 90-х школа с гимназическими классами получила финансовую и юридическую самостоятельность, в начале XXI века школа № 28 имела классы с углубленным изучением отдельных предметов. В 2015 году учебному заведению присвоен статус «лицея информационных технологий». Помимо статуса, менялись еще и здания, в которых находился лицей. Они располагались на улицах Р. Люксембург, Свободы, Большевиков, Труда, Ленина.

ДЕТСКАЯ МЕЧТА

Школа — уникальная, и люди в ней работают уникальные. Например, Шихалеева Эльвира Александровна училась в этой школе, а потом в течение 45 лет здесь же преподавала немецкий язык, 20 лет была заместителем директора. Получается, практически всю жизнь провела здесь.

Фото: из личного архива Эльвиры Александровны

Фото: из личного архива Эльвиры Александровны

— Решение стать учителем я приняла еще в 5 классе, — рассказывает Эльвира Александровна. — У меня была замечательная учительница немецкого языка — Алевтина Николаевна Козьминых. Для меня она — образец учителя. Я очень полюбила ее предмет и поняла, что в будущем хочу работать в родной школе.

Эльвира Александровна училась в школе с удовольствием и интересом. Лучше всего ей давались гуманитарные предметы: русский и немецкий языки, литература, история. Тогда аттестат давали школьникам по окончании десяти лет обучения, но два года, экспериментируя, выпускали и 11-е классы. А сама школа №28 в 60-е годы прошлого века называлась политехнической с производственным обучением. В старших классах учащиеся получали какую-то профессию: продавца промышленных товаров, слесаря холодильных установок, референта по делопроизводству со знанием машинописи и стенографии. На последнюю специальность отбирали девушек с оценками «4» и «5» по русскому языку и литературе. В истории школы №28 было всего два девичьих класса (10г и 11г), и Эльвира Александровна попала в один из них. Девушки изучали машинопись и стенографию, а потом сдали государственный экзамен и получили «Свидетельство референта по делопроизводству со знанием машинописи и стенографии».

ШКОЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ

Школьная жизнь, по словам Эльвиры Александровны, была очень интересная. Во времена существования пионерской и комсомольской организации ежегодно проводили сборы дружины с торжественными линейками, демонстрациями, с горном и барабаном. У школы был собственный духовой оркестр. Руководил им учитель пения - Николай Семенович Лукашенко. Эльвира Александровна была активисткой и барабанщицей. В День пионерии – 19 мая в 5 классе она шла в авангарде колонны. Помещение школы, построенное в 1957 году, было рассчитано на 730 учащихся, а школа вмещала свыше 1000, поэтому учились в 2 смены, и все внеклассные мероприятия проходили во Дворце пионеров. Практически все дети посещали Дворец: там было большое количество кружков. Очень сплачивали детей школьные смотры самодеятельности. В каждом классе были чтецы, танцоры и певцы. Из ребят выбирали тех, кто лучше пел, а потом создавали общешкольный хор. Также ученики традиционно собирали макулатуру, металлолом. Объявлялся день общего сбора: все тащили на школьный двор, а потом вывозили на больших грузовиках.

— Мне всегда помогали соседи, отдавали старые газеты, журналы, — улыбается Эльвира Александровна. — Одно время мы даже собирали консервные банки, и мне опять же весь подъезд помогал. Это вторсырье перерабатывалось и снова использовалось. СССР восстанавливался после войны, ему нужна была помощь. И все это шло на пользу нашему городу и стране.

ДЕТСКИЕ ШАЛОСТИ

В школе № 28 у Эльвиры Александровны было 2 выпускных класса. 7 лет она проработала классным руководителем в конькобежном классе — там учились исключительно спортсмены.

— В первый же день моего классного руководства учащиеся 4б класса показали мне «фокус». Я пришла, провела классный час, настроила их на учебу. А раньше в кабинетах были уголки: большой стенд во всю стену, на котором большими буквами из пенопласта было написано «Октябрятский уголок». На три минуты я отошла за расписанием в учительскую, оставив детей в классе, вернувшись, продиктовала его детям, а затем, проводив до раздевалки, отправила их домой. Через несколько минут ко мне бежит учительница, в классе которой я проводила занятие, и просит немедленно пройти с ней в кабинет. Когда мы пришли в класс... ни одной буквы из пенопласта на стенде не было! И мусора тоже! Дети эти буквы оторвали и, видимо, унесли домой или выбросили по дороге. К счастью, в этом классе, кроме меня, работали еще два тренера по конькам. И один из них сказал: «Мне неприятно, что ученики такое натворили. Но не переживайте, я выпилю эти буквы из пластика». Так нам удалось выйти из этой ситуации. А то ведь было бы ЧП настоящее! Но, несмотря на все шалости и провинности, ребята были очень добрые. Сейчас уже все взрослые люди, работают, но всегда навещают любимую учительницу и приходят на День рождения школы. Интересуются, чем живет сегодня школа! У многих уже их собственные дети закончили любимую и неповторимую 28-ю.

ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР

Эльвира Александровна признается, что ни разу не пожалела о выборе своей профессии.

— Работа доставляла мне огромное удовольствие, — говорит учительница. — Были, конечно, трудные моменты, но я уверена, что они есть в любой профессии. Сегодня наш лицей, а именно такой статус мы имеем с 2015 года, живет под девизом: «Дом, где сбываются мечты». Мои мечты исполнились. От своей работы я получила удовлетворение. Я горжусь своими выпускниками, теми педагогами, с которыми мне посчастливилось работать. Мне присвоено Почетное звание «Заслуженный учитель РФ». Сегодня я радуюсь успехам студентов, которые проходили практику в нашей школе. Я всегда их настраивала, что все получится, но нужно иметь много терпения и трудолюбия. И первое время нужно прислушиваться к советам старших коллег. В день 100-го юбилея хочу пожелать моей любимой школе процветания!

ПЕДАГОГИКА – НЕПЛОХОЕ ЗАНЯТИЕ

Сейчас лицеем руководит Николай Евгеньевич Целищев. Так получилось, что в 2005 году он занимал должность завуча школы № 47, начальник управления образования города Кирова предложил возглавить школу № 28. «За» кандидатуру Николая Евгеньевича тогда проголосовал на педсовете весь коллектив учителей. Хотя, как признается сам, даже и не думал, что свяжет свою судьбу со школой. Сам он окончил кировскую школу № 43. Любовь к истории привела его в педагогический институт, но не сразу. До этого будущий директор работал на заводе, затем ушел в армию. Когда он вернулся домой уже в более сознательном возрасте, решил углубиться в изучение любимого школьного предмета. Пришло понимание, что педагогика - не такое плохое занятие. Сейчас Николай Евгеньевич не мыслит себя в другой профессии. Он до сих пор преподает историю в 11 классе, хотя административная работа занимает у него огромное количество времени. Преподавание для Николая Евгеньевича - некая отдушина.

Фото: Анастасия ЛАМАНОВА

Фото: Анастасия ЛАМАНОВА

— Есть свои плюсы и минусы в этой профессии, — говорит он, — но плюсов гораздо больше. Я вижу заинтересованные глаза детей, когда предлагаю им сделать что-то новое. Ту отдачу, которую от них получаю в виде положительных эмоций, ни с чем не сравнить. В этом есть своя прелесть.

Класс осваивает на уроках истории новые технологии с помощью программы Microsoft Showcase. Директор признается, что для него это глоток воздуха от всех рутинных дел по управлению школы.

РАЗВИВАЕМ ЛУЧШЕЕ

Николай Евгеньевич вспоминает, как трудно было начинать работать в должности директора, со своими взглядами прийти уже в устоявшийся коллектив. Он начал курс на развитие всего лучшего, что было в школе. Когда Целищев пришел в лицей, он был поражен тем, что форма не соответствовала содержанию. Умные ученики и талантливые учителя находились в старом здании, которое нуждалось в капремонте. На время ремонта школа переехала на ул. Горбунова, 13. Четыре года подряд каждую неделю директор приходил на оперативное совещание на Ленина, 52. После ремонта обновленное здание решили оснастить по последнему слову техники.

Фото: Анастасия ЛАМАНОВА

Фото: Анастасия ЛАМАНОВА

ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Сначала ввели электронный классный журнал. Тут лицей обошел не только весь город, но и всю страну. Они первые в России, кто отказался от бумажного журнала. Затем последовал проект «Электронная школа». В первую очередь, в классах появились интерактивные доски и необходимое программное обеспечение для образовательного процесса. Много часов дети проводят за компьютерами, поэтому в школе появилось оборудование для проверки зрения учащихся. Установили турникеты на входе в лицей. Войти в здание можно только с помощью электронной карты. Этой же картой оплачивает проезд учеников на общественном транспорте и питание в школьной столовой. Также к карте привязан формуляр ученика. Библиотекарю не нужно искать фамилию ребенка, достаточно приложить карту, и формуляр появится на экране. На входах в классы установлены электронные замки, ключи к ним есть только у преподавателей.

Кроме того, в лицее существует единая система школьного времени. Все часы в кабинетах и холлах соединены в единую сеть, которая привязана к звонкам. Поэтому учитель, глядя на часы, может правильно организовать оставшееся время до конца урока. Есть и разработка учащихся – электронная остановка. Табло у входа показывает, сколько минут осталось до прихода маршрутов на остановку в 2-х направлениях. На сайте школы огромное количество электронных сервисов, где можно посмотреть успеваемость ребенка, расписание каждого класса и учителя. В будущем лицей планирует вновь перейти на электронные учебники. Два года назад был такой эксперимент в одном из классов лицея, но он не удался, так как класс расформировали. Николай Евгеньевич считает, что подобный опыт дал им возможность узнать, что такое электронный учебник, и каким образом его нужно внедрять.

ПЕРВЫЕ ВО ВСЕМ

С 1994 г. в начальных классах вводится предмет «Информатика». С 1995 года школа подготавливает учеников по специальности «Оператор ЭВМ». Лицей информационных технологий - единственное среднее образовательное учреждение, где изучается такой предмет, как программирование. По окончании школы ученики получают корочки оператора ЭВМ. Полученные первоначальные знания позволяют им быть с компьютером «на ты». Не так давно лицей стал преподавать робототехнику в начальной школе. В прошлом году ее изучали ученики 5 класса на уроках технологии. Сейчас инженерное мышление развивается у учащихся 5, 6 и 7 классов.

—Ребятам это очень интересно, — говорит Николай Евгеньевич. — В прошлом году у нас была конференция по подведению итогов проекта. Собрали всю параллель 5-х классов. Из них выбрали самые лучшие работы. Мальчики защищали свои проекты перед инженерами-технологами завода «Маяк».

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

Вот уже пять лет лицей сотрудничает со школой города Бремен в Германии. В этой школе дети, помимо английского, основного иностранного языка, изучают русский. А лицеисты изучают немецкий как второй иностранный язык. Немецкие ребята приезжают в Киров на две недели, затем ученики лицея едут в Бремен. Директор считает, что это очень полезная практика иностранного языка.

—Когда у них возникают трудности в общении на русском или немецком, они переходят на английский, — говорит Николай Евгеньевич. — Я шучу всегда по этому поводу, что они его знают одинаково плохо, а понимают друг друга легко.

Кстати, проект по обмену учеников предполагает минимум затрат. Родители платят только за дорогу. Когда немецкие школьники приезжают в Киров, они живут в семьях лицеистов. Все расходы на экскурсионную программу лицей берет на себя. Русские ученики тоже живут в немецких семьях на их обеспечении. Детей отбирают по их желанию. Если школьник хочет изучать второй иностранный язык, он едет в другую страну. Класс приезжает полным составом в 35 человек. Они ходят на занятия, но, как такового, учебного процесса у них нет. Две недели школьники занимаются проектами: ставят спектакли, танцуют, поют. Также они ходят на экскурсии в музеи и по городу. Немецкие школьники мастерили дымковскую игрушку, лепили вареники в столовой. Наши ребята в Германии ходят на завод Volkswagen, на станцию спасателей. Со школьниками ездят учителя – руководители делегации. У некоторых немецких учеников первая поездка за границу состоялась именно в Россию, в Киров. Поначалу всем тяжело, но когда они прощаются на вокзале – плачут и ждут следующей встречи. Также в лицее есть еще один международный проект, по которому учащиеся уезжают в другие страны на экологические конференции. В течение целого года ребята выбирают тему, готовят проект. Конференция проходит на иностранном языке. Живут они там неделю, ходят на экскурсии, посещают мастер-классы. Они уезжают заграницу, неделю живут на конференции, проходят мастер-классы. В этом году ученики 28 школы вернулись из Америки. До этого была конференция в Дании, еще ранее в Португалии, Индонезии, Шотландии.

УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН НЕ ТОЛЬКО УЧИТЬ, НО И УЧИТЬСЯ

По словам Николая Евгеньевича, подбор и расстановка кадров – самая серьезная задача, с которой приходится сталкиваться руководителю. В лицее работают заслуженные учителя, костяк 28 школы. Но есть и молодые преподаватели. У директора были случаи, когда родители просили поменять молодого педагога на кого-то более опытного. Николай Евгеньевич считает, что опыт – дело наживное, человеку нужно помогать в начале работы.

— Приходится убеждать родителей, что преподаватель знает материал выше всяких похвал, и претензий к нему нет, — поясняет директор. — Из-за недостатка опыта есть некоторые проблемы, которые со временем уходят. Учитель растет вместе с детьми, и родители должны поддерживать молодых специалистов. Мы предлагаем педагогу провести открытый урок, показать себя. Родители относятся с пониманием.

Ошибки неизбежны, как уверяет Николай Евгеньевич. Он убежден, что, как минимум пять лет нужно, чтобы стать учителем. В первую «пятилетку» у новоиспеченного педагога есть желание быть учителем, но это еще не учитель.

В школе активно используется дистанционная форма повышения квалификации преподавателей. Они могут пройти московский курс и получить соответствующий документ о его окончании, не выезжая из Кирова. Учителя также осваивают все информационные технологии. По мнению директора лицея, человек, который сам не умеет учиться, учить не может.

На вопрос о детях, о том, как они изменились, Николай Евгеньевич отвечает, что нынешнее поколение школьников не мыслит жизни без интернета.

—У них клиповое мышление. Раньше учитель и учебник были единственными источниками информации, — говорит директор. — Сейчас ситуация изменилась: учитель выступает помощником для ученика, чтобы тот смог отфильтровать самое важное из всей информации, чтобы он научился искать эту информацию. Дети другие, и их нужно учить по-другому.

Торжественное мероприятие, посвященное 100-летнему юбилею Лицея информационных технологий № 28 состоится 7 ноября во Дворце культуры «Родина». В нем примут участие лучшие учащиеся старших классов, выпускники и педагогический коллектив лицея.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

1096 учащихся на данный момент получают образование в стенах школы

66 учителей работают в Лицее информационных технологий. Звание «Заслуженный учитель РФ» присвоено Целищеву Н. Е., Палкиной Т.П., Чувашевой А.И., Шихалеевой Э.А.

28 педагогов с высшей квалификационной категорией, 16 – с первой.

Показатель успеваемости - 99,5%

101 учеников в прошлом учебном году стали победителями городских олимпиад

С 1947 года аттестаты особого образца и медали получили 242 человека: 79 золотых, 163 серебряных.

ГОРДОСТЬ ШКОЛЫ

Агалаков Владимир Иванович – выпускник 1966 года. Депутат Законодательного собрания Кировской области. Кандидат медицинских наук. Заслуженный врач России.

Афанасьев Александр Иванович – директор ДК «1 мая», заведующий музыкальной частью драматического театра. Его спектакли ставились в Кирове, Молдове, Израиле. Заслуженный артист РСФСР.

Бордюжа Николай Николаевич – выпускник 1967 года. Генерал - полковник.

Галицких Александр Александрович – выпускник 1975 года. Директор Вятской гуманитарной гимназии (1987-2004). Заместитель Председателя Правительства Кировской области (2004 -2016). Кандидат педагогических наук. Заслуженный учитель РФ.

Гавриленко Ольга Леонидовна – выпускница 1973 г. Зам. директора Федерального научного центра гигиены им. Ф.Ф. Эресмана, кандидат медицинских наук, заслуженный врач РФ, отмечена благодарностью Президента РФ.

Кошкарев Александр Владимирович – выпускник 1967 г. Ведущий сотрудник Института географии Российской Академии наук. Лауреат премии правительства РФ в области науки и техники 1997 г.

Мешандин Алексей Гаврилович – выпускник 1996 г. Работал в системах Минвуза, Минобороны, Минмедмикробиопром АМН СССР. Доктор технических наук, профессор Кировской медицинской академии.

Чурин Александр Анатольевич – первый заместитель губернатора, Председатель правительства Кировской области.

Смирнов Сергей Алексеевич – выпускник 1967 года. Генеральный директор ОАО «Кировский завод Маяк». Член – корреспондент РАЕН. Почетный гражданин города Кирова.

Семаков Сергей Николаевич – выпускник 1966 года. Действительный государственный советник РФ 2 класса. Кандидат исторических наук, доцент, преподаватель МГУ.

«Комсомольская правда» в Кирове» поздравляет педагогов, учеников, родителей, выпускников Лицея. И желает больших свершений в жизни!

 
Читайте также