Премия Рунета-2020
Киров
+14°
Boom metrics
Общество21 августа 2017 19:13

Братья-милиционеры вернули в храм 45 икон XVIII – XIX века

Деревянные иконы сохранились в старом здании библиотеки
Деревянные иконы они хранили на чердаке 36 лет. Фото: Петр БАЛАБАНОВ.

Деревянные иконы они хранили на чердаке 36 лет. Фото: Петр БАЛАБАНОВ.

Местный житель Валерий Алданский нашел иконы совершенно случайно. А потом забыл о том, что они хранятся в его доме. В этом году он исполнил последнюю волю брата - отдал иконы в местный храм.

- Зашли мы с сыном в заброшенную библиотеку - перекурить, - рассказывает житель села Ухтым Богородского района Валерий Алданский. - Как-то неудобно было дымить посреди улицы. Присели в комнате, взгляд мой упал на кусок обоев, отошедший от стены. Я дернул за него и оторопел - на меня смотрели лики святых. Мы с сыном оторвали обои до конца. А там целый «склад» деревянных икон - кто-то их заботливо к стене прикрепил и сверху обоями заклеил. В тот же день мы их перенесли в дом моей матери. А время было такое, что про находку говорить не стоило - идеология атеизма процветала. Я тогда даже брату побоялся сказать, что нашел 45 старинных икон и спрятал их в доме матери.

Дело было в 1981 году. Хранить иконы дома было, безусловно, небезопасно - если бы кто-то узнал, то у семьи могли быть крупные неприятности - могли исключить из партии, снять с работы. Тогда оба брата Валерий и Геннадий Алданские работали в совхозе и мечтали служить в милиции. За такой опасный «груз» погоны им точно не светили. Советская власть не любила тех, кто проявлял хоть малость уважения к церкви. Однако родители Алданского, Владимир Архипович и Анастасия Андреевна, позволили сыну спрятать иконы под крышей своего дома. Бережно обернули каждую досочку с изображением ликов святых в одеяло и положили в сухое место на чердаке. Так и пролежали они без малого 36 лет. И только в конце 2000-х Валерий Алданский рассказал без утайки историю родному брату. А в этом году решился передать религиозные ценности в местную администрацию. А все потому, что время, видимо, пришло - в селе наконец-то начали восстанавливать старинный храм.

- Я помню, сказал брату: «Гена, надо отдать их в храм. Выкидывать нельзя. А уж продавать и подавно. Надо, чтобы они людям служили», - вспоминает Валерий Алданский.

И в этом году 31 июля Алданский принес иконы, все также бережно обернутые в материю, в местную администрацию. Местные чиновники остолбенели просто от такого «подарка». Составили акт приема-передачи и обещали, как только в селе восстановят церковь, вернуть иконы в храм.

Акт передачи икон в администрацию Ухтыма

Акт передачи икон в администрацию Ухтыма

Фото: Евгений ДЕМИХОВ

ИКОНАМИ МОСТИЛИ ТРОТУАРЫ

До революции 1917 года помещение принадлежало церкви. Говорят, там даже недолго жили священники ухтымского прихода. Настоятеля Николая Федорова и его семью выгнали из села в тридцатые годы прошлого века, когда начались гонения на церковь.

В советское время дом, куда забрели в 1981 году сын и отец Алданские, служил аптекой, сельской библиотекой, администрацией - дом разделили деревянными перегородками для удобства эксплуатации. К восьмидесятым здание окончательно запустело: библиотеку перевезли, а аптеку и сельсовет открыли в другом месте. Никто и не думал разбирать старую деревяшку - поживиться там было нечем. Но и тут без божьего провидения не обошлось - словно бог привел Алданских в бывшую библиотеку.

На этом пустыре стояла библиотека, в которой Алданский нашел иконы.

На этом пустыре стояла библиотека, в которой Алданский нашел иконы.

Фото: Евгений ДЕМИХОВ

Как уже сейчас установили местные краеведы, иконы, которые хранились за обоями, - часть иконостаса местной церкви. Видимо, эту часть, самую важную и ценную, кто-то решил спасти от варварства.

- После гражданской войны церковь разорили, - рассказывает местная долгожительница Валентина Игонина. - Я родилась в 1936 году. Но помню, когда еще совсем маленькая была, из церкви нашей вытаскивали доски, в том числе деревянные иконы. Из них потом тротуары строили, столы и другую мебель.

Так советская власть прививала народу научный атеизм: разрушением храмов и осмеянием святынь. Народ, конечно, не понял такой науки, потому прятали иконы и крестились тайком. А последний священнослужитель храма Покрова Богородицы даже по воскресеньям тайно проводил службы.

Если бы иконы не сохранили, то из них бы сделали столы или тротуары.

Если бы иконы не сохранили, то из них бы сделали столы или тротуары.

Фото: Евгений ДЕМИХОВ

ДОЛГИЙ ПУТЬ ДОМОЙ

После обнаружения чудесного тайника Валерий Алданский уехал в Якутию на 10 лет. Там история с находкой чуть подстерлась в памяти - заботы были другие: работал мотористом на теплоходах и танкерах. Его брат Геннадий тоже служил где-то в Якутии. Сначала в милиции дослужился до звания майора, а потом тоже ушел на флот. Был капитаном судна. Братья хоть и служили где-то недалеко друг от друга, но общались редко.

Судьба не давала братьям увидеться и основательно поговорить про тайну, хранящуюся на чердаке. Еще до возвращения Геннадия в Ухтым, Валерий там побывал в 1999 году, а потом в 2003 году и вовсе уехал в Мурманскую область, где жил в военном городке Ведяево: не сиделось ему на одном месте.

Встретились оба брата в родительском доме уже в 2010 году. Тогда-то и рассказал Валерий Алданский Геннадию историю, как с родителями прятал иконы на чердаке. Родители к тому времени уже умерли. Братья на чердак попали - иконы проверили. Но решили, что отдавать их еще не пришло время. Храм села Ухтым тогда еще никто не думал восстанавливать - стоял он пустой и заброшенный.

- Эх, вот если бы наша церковь работала, то каждый бы обязательно туда что-нибудь принес, - говорили жители Ухтыма.

И только два года назад Валерий Алданский окончательно приехал в родные места. Однако за житейскими мелочами братья так и не вспоминали про иконы, пока Геннадий не заболел. Болезнь была тяжелой, он понимал, что осталось совсем немного, поэтому попросил у брата: вернуть святыни на место. Это была последняя воля умирающего, которую бывший милиционер выполнил.

Большая часть икон сейчас в хорошем состоянии

Большая часть икон сейчас в хорошем состоянии

Фото: Евгений ДЕМИХОВ

НЕИЗВЕСТНЫЕ СПАСИТЕЛИ СВЯТЫНЬ

Никто не знает имени того человека, что не дал сделать из толстых добротных досок с иконами стол, лавку или просто пустить на дрова. А то, что иконы хотели сохранить - факт. Дощечки со святыми повернули ликами к капитальной стене, чтоб никто не заметил изображений. Доски обклеили газетами, да не абы какими, а «Епархиальным вестником», который приходил только священнослужителям. У местного краеведа Нины Самариной есть предположения, что изображения святых спас последний священнослужитель села Николай Федоров. Он жил, вероятно, как раз в том самом здании, где после гонений на церковь устроили библиотеку, аптеку и сельсовет. Именно этого священника изгнали советские власти из Ухтыма. Он был вынужден перебраться в село Решетники, что находилось неподалеку. И именно этот священник тайком от местных властей распространял слово Божие среди местного населения. Возможно, благодаря его стараниям у многих жителей через три-четыре поколения осталась крепкая вера и надежда на восстановление церкви.

На фотографии священнослужители Александр Свечников и Николай Федоров со своими семьями. Фото: предоставила краевед Нина Самарина.

На фотографии священнослужители Александр Свечников и Николай Федоров со своими семьями. Фото: предоставила краевед Нина Самарина.

ВТОРАЯ ЖИЗНЬ БОЖЬЕЙ ОБИТЕЛИ

Участь многих деревень России уже ясна: тихое затухание. Жизнь уходит из деревни с молодыми.

- У нас молодежью считается мое поколение, - рассказала специалист из администрации Татьяна Шиляева. - Нам уже по 40-50 лет, а все молодежь.

Мы проходим мимо школы. Медовый запах цветов окружает нас. Цветы здесь повсюду, как и у дома покойного Алданского, как и внутри школы (где проходила выставка букетов). Все это делается местными из любви к прекрасному. Но не только цветы украшают село. Церковь - одно из центральных украшений Ухтыма. Ее видно отовсюду, только самые высокие тополя закрывают часть купола 63-метрового здания.

В окрестности много церковных зданий: их легко узнать по ярко-красному кирпичу и белоснежному раствору. Местные говорят, что здания такие прочные из-за яичного белка, который использовали при постройке.

По пути нам встречается пустырь, где когда-то стояло то самое здание библиотеки. Сейчас здесь все заросло деревьями. Неподалеку стоит памятник Вечной славы воинам-героям. Дальше идет еще одно церковное здание, превращенное «советами» в здание администрации. Теперь и оно пустует. Еще есть бывший церковный склад. Все они отлично сохранились, но теперь заброшены.

Тихие дни села нарушает только стук молотков. Звук разлетается хорошо, ведь исходит он из самого высокого здания села: прямо с купола церкви. Говорят, что это уже вторая бригада рабочих, которые работают на восстановлении храма. Они кроют крышу. Снаружи видны только леса, стоящие на церкви. Сами рабочие орудуют внутри, поэтому пока что итоги их работы скрыты от постороннего взгляда. Но местные жители радуются, что хоть какой-то процесс идет. Из-за работ нам так и не удалось попасть внутрь: все входы в здание перекрыты дверьми из свежих досок.

Потому просто вблизи рассматриваем итоги 80-летнего разрушения и 30-летнего забвения: местами время подточило колонны, штукатурки почти не осталось, кресты погнулись, а от витражей остались только ржавые решетки.

Кстати, о людях, что вложились в ремонт церкви, известно очень мало. Только два имени: Мария и Дмитрий. Именно эти меценаты оплатили и материалы, и работу. И больше ничего никто не знает. Местным жителям это не мешает. Они все равно ходят на субботники, чтобы прибрать окрестные территории, разобрать часть развалин.

- Спугнуть не хочется. Пусть ремонтируют, - тихим шепотом произносит краевед Нина Самарина. - Лишь бы подвижки были. Ведь разговор идет не столько о восстановлении церкви, сколько о нравственном возрождении народа. Будем верою сильные. Так что пока не важно, кто этим занимается.

На первый взгляд, тихое затухание Ухтыма сменилось страстной тягой к жизни. Все эти цветы вокруг школы и домов и субботники у церкви - это и есть сама жизнь. Маленький коллектив села не хочет прозябать до конца дней, он хочет, чтобы история продолжалась.

Сейчас в церкви бригада ведет небольшой ремонт

Сейчас в церкви бригада ведет небольшой ремонт

Фото: Евгений ДЕМИХОВ

СЕЛО-РОВЕСНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Нина Алексеевна Самарина всю жизнь прожила в Ухтыме. Она работала здесь учителем и директором в школе. В 70-е годы она страстно увлеклась историей своей родины. А корни у поселения давние: в 1703 году здесь поставили село. «Поставили», конечно, не то слово. Просто определили, что здесь будет село Ухтым, а значит, до этого здесь уже были какие-то маленькие поселения. С самого начала здесь жило духовенство. Потому и церковь первую построили почти сразу же. Ее хотели поставить где-то между Ухтымом и Караулом, расстояние между которыми примерно 20 километров, однако воспротивились удмурты (в те времена Караул населяли именно они). Удмурты были язычниками и не хотели видеть на своих землях православных святынь. Потому первая деревянная церковь Ухтыма была построена где-то недалеко от каменной. Кстати, назвали ее в честь Великомученицы Екатерины. Церковь была маленькой, тесной. Просуществовала она 20 лет. Она сгорела. Вторая церковь тоже была деревянной. Простояла она около 50 лет.

САМИ ПОСТРОИЛИ, САМИ СЛОМАЛИ

Однако и на том не успокоились местные священники: приход был огромным по тем временам. В округе было 47 деревень. Девять тысяч человек были приписаны к церкви, за вычетом немощных, посещали ее регулярно пять тысяч человек. Потому постройка большой церкви была логичным ходом со стороны епархии. Летом 1767 каменная церковь была заложена. На ее постройку выезжали мастера Яков Батурихин и Исаак Мосульский, а внутренней отделкой занимался некто Перминов. Строительство церкви растянулось на 80 лет. Однако, постройка была поистине грандиозной. Весь комплекс получил название церковь в честь Покрова Богородицы, а центральной ее частью стала, по традиции, церковь во имя Великомученицы Екатерины. Весь комплекс занимал территорию 100 на 35 метров. Самой высокой частью стала деревянная постройка - колокольня. На 75-метровое здание попросту не хватило денег, потому и достраивали из дерева.

Больше века церковный комплекс служил народу, пока не настало время «советов». Красный кулак снес колокольню, а колокола отправили на переплавку. Вторым «шагом» стала частичная отмена службы: только по праздникам. А потом всех священников, мягко говоря, попросили выехать из села и отменили службы навсегда.

С 1935 по 1939 годы из церкви вывезли все: утварь, иконы, мебель. В основном, везли в село Богородское, так как там жила местная партийная элита. Часть церковных ценностей местное население успело «схоронить»: кое-кто поставил иконы в красный угол, а кто-то выстругал из них стол.

- Строили церковь своими силами. Каждый двор помогал деньгами и продуктами, - рассказывает историю самого значимого в округе храма Нина Самарина. - Но и ломали тоже сами. Никто к нам не приезжал специально, чтобы все это сносить. Новая власть требовала, а люди выполняли, хоть и с горечью в сердцах.

В сороковые годы в церкви была маслобойня. В пятидесятые-восьмидесятые устроили в ней зернохранилище, а в подвале картофель хранили. В общем, в тот период если кто и сожалел о том, что церковь разрушается, то тайком.

ЦЕНА ИКОНЫ

Когда церковь построили, то священники всей округи пришли к ней. Пришли не с пустыми руками. Каждый что-то принес в дар. В основном это были иконы. Возможно, среди возвращенных Валерием Алданским есть те, которые были принесены священнослужителями со всей округи. Сейчас уже не узнать, кто мог бы быть их автором. Однако, Нина Алексеевна рассказала, что самые старые могли быть написаны в начале XVIII века, остальные чуть «моложе» - они написаны примерно в первой половине XIX века.

- Иконы в достойном состоянии. И не важно, сколько им лет. - Нина Алексеевна считает гражданским подвигом действия Алданского. - Для нас они бесценны, потому что они принадлежали нашим предкам. Все, что принадлежит церкви, должно в ней и оставаться.

Жители старинного Ухтыма надеются, что церковь будет отреставрирована полностью, хотя рады и перекрытой крыше. После того, как в церкви будут нормальные для хранения икон условия, изображения с ликами святых, скорее всего, перенесут туда. Кроме того, время от времени отец Василий из поселка Богородское будет приезжать сюда, чтобы проводить службы.

Жители Ухтыма считают находку бесценной.

Жители Ухтыма считают находку бесценной.

Фото: Евгений ДЕМИХОВ

КОМПЕТЕНТНО

- Судя по фотографиям, это иконы, написанные в конце XVIII - XIX века, - прокомментировал антиквар Василий Сенников. - Я бы не сказал, что за них можно дать большую цену, если выставлять их на продажу. Может быть, за пять - шесть тысяч рублей каждую можно продать. Я за свой век, работая оценщиком, слышал много разных историй - как краденые иконы продавали, как у родителей их забирали. А тут могу одно сказать - вернуть старинные иконы храму - это поступок, достойный уважения! Низкий поклон братьям Алданским. Поступок этот цены не имеет.

Интересное