2016-08-24T01:52:19+03:00

Главная задача современной школы - научить учиться

В Кирове прошла всероссийская научно-практическая конференция «Современный урок: традиции и инновации»
Виктория ЛЕБЕДЕВА
Поделиться:
Комментарии: comments1
Ученик должен быть активным участником образовательного процесса.Ученик должен быть активным участником образовательного процесса.Фото: Алексей БУЛАТОВ
Изменить размер текста:

Все мы, вышедшие из советской школы, помним, как проходил урок: учитель, заранее подготовив учебный материал, рассказывал его школьникам. И чем увлекательнее он рассказывал, тем лучше был для нас учитель. Была простая, линейная связь: учитель, учебный материал, школьник.

Но времена изменились. Для ребенка учитель больше не является единственным источником информации. Получить знания школьник может где угодно. Причем зачастую информация, поданная ребенку в интернете, для него будет намного интереснее, чем то, что говорит учитель. Ведь она имеет красивую «упаковку»: картинки, видео, звуки, комментарии, встроенные карты, слайд-шоу, всплывающие цитаты. И чтобы не потерять интерес ученика, учитель вынужден меняться, осваивая новые технологии и методы ведения урока. Да и сам современный урок больше не может быть «линейным», как прежде. Так что же такое современный урок и как он должен строиться? На этот вопрос и пытались ответить участники научно-практической конференции, а это почти 400 педагогов из 38 регионов страны.

Самому добыть знания

- Методологические основы современного урока серьезно меняются последние лет пять, - рассказала доктор педагогических наук, профессор, ректор Института развития образования Кировской области Татьяна Машарова. - Главная особенность в проведении современного урока - системно-деятельностный подход. Когда учитель и ученик находятся в постоянном взаимодействии, диалоге. Учитель больше не источник знания. Его задача - организовать учебный процесс так, чтобы ребенок сам доходил до необходимых выводов. Поэтому современный урок должен строиться по определенным канонам: обязательное формулировании цели в начале занятия, само занятие должно быть максимально насыщенно, чтобы ребенок хотел включиться в обсуждение, таким образом в ходе диалога, дискуссии, ребенок и должен сам добывать себе знания. В конце обязательное подведение итога, вывод, причем с анализом того, как к этому выводу дети пришли. А вот домашнее задание становится уже не повторением пройденного, а посылом в будущее, по сути, преддверием нового урока.

Конечно, организация такого урока - дело непростое. Современный учитель должен вдохновлять ребенка на мыслительную деятельность. Поэтому при подготовке занятия учитель теперь большее время тратит не на подготовку учебного материала, а на проработку структуры занятия. Но только так можно достичь сотрудничества между учителем и учеником.

Не делать вид

- Все мы, педагоги, знаем, что зачастую дети лишь делают вид, что учатся, а учителя делают вид, что учат, - сказала доцент, главный научный сотрудник санкт-петербургского филиала ФГБНУ «Институт управления образованием РАО» Ольга Даутова. - А все потому, что вся наша прошлая образовательная система не учила ребенка включаться в процесс образования. А хороший современный урок - это когда ребенок не сидит за партой. Когда он участвует, например, в тренинге. И новые, добытые таким путем знания он пропускает через себя, оценивает их, анализирует, сам доходит до глубин. Поэтому хороший современный урок должен учить ребенка учиться, а не разжевывать и складывать в него информацию.

При этом все присутствующие пришли к выводу, что в современном образовании главенствующая роль, наравне с учителем и учеником, отводится родителям. Именно они формируют внутренний мир своего чада, на который потом и будут накладываться новые знания. И чтобы успехи ребенка в школе были высоки, родителю необходимо стать помощником учителя.

 
Читайте также