Звезды

Киров посетил президент Союза филокартистов России

В музейно-выставочном центре «На Спасской» Арсен Мелитонян познакомил собравшихся с историей появления почтовых открыток, а арт-директор центра Сергей Пчелинцев - с экспозицией «Вятка на старинной открытке».
Арсен Мелитонян познакомил собравшихся с историей появления почтовых открыток.

Арсен Мелитонян познакомил собравшихся с историей появления почтовых открыток.

Фото: Сергей ШИСТАРЕВ

Мало кто знает, что само слово «открытка» - сокращение от словосочетания «открытое письмо». Его достоинством является простота при отправке: не нужно искать бумагу и конверт, достаточно просто написать текст и адрес, наклеить марку - и открытка в пути...

Свою историю открытка начинает со второй половины XIX века. В 1869 году в Австро-Венгрии зародилась карточка для корреспонденции «postcard» (дословно - «почтовая карточка»). Через 3 года открытка появляется в России. Военные события в истории сильно повлияли на развитие индустрии открытого письма. Первым изображением, которое появилось на открытке, стала фигура артиллериста.

В 1894 году в Российской империи печать открыток перестает быть монополией государства, издается указ о разрешении частным лицам производить открытые письма. Так начался «золотой век» открытки. В Европе в период с 1900 по 1916 год тиражи открыток перевалили за сотни миллионов экземпляров. С 1908 года по правилам почтовых отправлений формулировка «открытое письмо» в России заменяется на «почтовую карточку». Со временем поменялся и формат: в 1925 году вместо дореволюционного 9 на 14 см он стал 10 на 15 см.

Издание «Первая мировая война на почтовых открытках» было высоко оценено специалистами-филокартистами со всей страны на фестивале «Старая бумага» в Москве.

Издание «Первая мировая война на почтовых открытках» было высоко оценено специалистами-филокартистами со всей страны на фестивале «Старая бумага» в Москве.

Фото: Сергей ШИСТАРЕВ

В нашей стране многое свидетельствует о распространенности и особой важности издания открыток. Вот лишь два факта: до полутора тысяч видов открыток было издано в блокадном Ленинграде. А в 1971 году количество всех изданных в СССР открыток достигло почти двух с половиной миллиардов экземпляров.

В России коллекционировать иллюстрированные открытки стало модным сразу с их появлением в 1894-1895-х годах. Сам термин «филокартия» используется только в России. В СССР первые клубы филокартистов стали образовываться в конце 1950-х годов.

С 2000 года по сегодняшний день наблюдается невероятный подъем в области издания книг по истории и культуре с открытками, взятыми в качестве иллюстраций. Одним из таких шедевров стало издание «Первая мировая война на почтовых открытках», выпущенное в Кирове Издательским домом «Крепостновъ». Оно включает в себя четыре тома. Каждая книга представляет собой текст на русском и английских языках, а также иллюстрации. Всего было просмотрено порядка 60 тысяч разнообразных открыток. Фундаментальный труд был высоко оценен специалистами-историками и филокартистами и в нашей стране, и за рубежом. Среди других прекрасно проиллюстрированных изданий, выпущенных Издательским домом «Крепостновъ» - книга «Старая Вятка на почтовой открытке. Взгляд через столетие», каталоги издательств «Ришар» и «Ильи Лапина», каталоги художников Елизаветы Бем и Сергея Соломко, создавших много произведений для репродуцирования на почтовых карточках.

Арсен Мелитонян познакомил собравшихся с историей появления почтовых открыток.

Арсен Мелитонян познакомил собравшихся с историей появления почтовых открыток.

Фото: Сергей ШИСТАРЕВ

- Безусловно, будущее у открыток есть. Уже сегодня развиваются такие направления, как посткроссинг (проект по получению открыток со всего мира), мейл-арт (превращение художественных произведений в почтовые послания), - отмечает Арсен Мелитонян. - Также рассуждали и о газетах, когда появился интернет. Однако все живет и развивается. Только преобразовывается в другие формы.