Премия Рунета-2020
Киров
+7°
Boom metrics
Дом. Семья28 июля 2014 11:00

Hat Master на космодроме «Восточный»

Путешествие близится к завершению
Альберт ХЛЮПИН

24 июля 2014 года. Ночью разразилась сильная гроза, вспышки молний беспрерывно освещали все вокруг, а грохот грома сотрясал землю под нами, казалось, будто небо рухнуло на этот мир, придавив его собой. Зато спалось во время дождя очень сладко, как это зачастую бывает в туристических походах. Утром, под проливным дождем пытаюсь найти Олега, но в его палатке пусто, как будто никого и не было, а по центру ее стоит большая лужа. Оказалось, когда начался сильный дождь, палатка тотчас же промокла, вначале с крыши на Олега начали капать крохотные капельки дождя, затем постепенно стал промокать спальник, пока, наконец, не пришлось ретироваться из палатки в салон автомобиля. Наконец, все участники экспедиции найдены живыми и здоровыми, под непрекращающимся дождем мы быстро собираем мокрые палатки, заводим мотор и направляемся в аэропорт Хабаровска; сегодня мы встречаем Диму, среднего сына Валерия. Дима станет четвертым участником экспедиции до возвращения в г. Вятские Поляны, 15-летний парень загорелся идеей совершить автомобильное путешествие по России от Приморья до родного города.

Мы быстро преодолели 20-километровое расстояние от места ночлега до аэропорта, зашли в кафе, чтобы выпить по чашке бодрящего кофе, стоимость которого оказалась более чем неадекватной, рублей под 200 за крохотную чашку, а маленький бутерброд с маслом и парой тонких, прозрачных кусочков местной рыбы обошелся в 250 рублей. Интересно, каким образом в данном случае работает система ценообразования и почему в аэропорту цены в несколько раз выше, чем в любом другом общественном месте, так и осталось для нас загадкой.

Наконец объявляют о прибытии рейса из Москвы, мы встречаем счастливого Диму, получаем багаж и направляемся в дальнейший путь по нашей необъятной стране. Дождь постепенно прекратился, но все окрестности покрыты атмосферной дымкой, образованной испарениями; мы едем среди туманных сопок, поросших девственными таежными лесами, стоящих на берегах многочисленных рек, между которыми – большие заболоченные пространства, густо поросшие сибирским разнотравьем. Места здесь удивительно живописны, ими хочется любоваться, остановиться на денек-другой, сходить в горный поход, а тайгу под рюкзаком, посидеть у ночного костра на берегу речки… Но всему - свое время, а пока мы мчимся по ухабистым дорогам, взяв направление на запад, в сторону Читы, до которой отсюда более 2000 км пути.

В Биробиджане качество дорог значительно улучшается, мы преодолеваем большое расстояние за более короткий отрезок времени. По пути встречается множество объездов, повсюду идет ремонт трассы, сильно износившейся за многие годы пост-советского периода, когда их ремонтом, судя по всему, практически не занимались. Дорога петляет среди сопок, становящихся все выше и выше, затем вновь отступающих с нашего пути, уступая место совершенно плоским заболоченным равнинам. Однообразный пейзаж, окутанный туманной дымкой, постепенно убаюкивает, сказывается ночь, проведенная в палатках, под сильной грозой, и мы поочередно засыпаем под мерное шуршание шин, время от времени просыпаясь на очередной рытвине. К слову сказать, дороги здесь вполне удобоваримые, с той лишь оговоркой, что временами встречаются протяженные участки трассы, деформированные из-за оседания грунта и представляющие собой бесконечные «волны», автомобиль, как катер, «плывет» по волнам, приходится существенно гасить скорость, что доставляет некоторые неудобства.

По пути остановились у придорожного кафе, над вывеской его приютилось гнездо ласточек, из которого выглядывают три крупных птенца, с любопытством и опасением наблюдая за приезжими. У местных мужиков узнаем, что интересного есть в этой таежной, лесистой местности:

- Вы на нашем новом космодроме уже были или еще нет? – Спрашивает один из них.

- Нет, конечно, а разве здесь, в такой глуши космодром какой-то есть? – С удивлением отвечаем мы.

- Ну как, здесь строится новый российский космодром «Восточный», вы туда езжайте обязательно, надо повернуть на Углегорск, от него по грунтовке километров 20 будет, - отвечают нам. Правда, там КПП на въезде стоит, обычно всех пускают, но у вас очень уж машина яркая, сразу в глаза бросается, попробуйте все равно, должно получиться.

- А нас вообще туда пустят, на космодром, вроде такой серьезный объект, охраняется, наверное, хорошо? – Спрашивает Валерий.

- Съездите, это недалеко от трассы, ну не пустят – так не пустят, да, еще можете в Сковородино заехать, это ближе намного, с трассы надо повернуть налево и километров 30 – до села. Я оттуда родом, увидите настоящую деревню, без дорог и безо всяких там сервисов, у нас и асфальт то только по трассам накатали, а как куда заедешь в село или деревню, тут же увязаешь в топкой красной глине. Не верите – съездите да посмотрите, и как люди все это терпят? - Откровенничает наш собеседник.

- Съездить то оно конечно можно, только со временем у нас напряженно, слишком большое расстояние еще надо пройти. А насчет дорог – там у нас, на западе России, тоже все непросто, есть и бездорожье, и глины у нас тоже топкие, люди везде по-разному живут. Если получится, съездим обязательно. – Отвечаем мы мужикам, прощаемся с ними и вновь отправляемся в путь.

На одной из остановок, возле кафе, видим экстраординарный, треугольной формы туалет, деревянный, выкрашенный в синий и желтый цвета, на нем висит большая спутниковая антенна. Ничего подобного мы ранее не видели! Димка по пути разоспался, после бессонной ночи, проведенной в самолете из Москвы, долгого 11-часовго ожидания в московском аэропорту при пересадке с казанского рейса на хабаровский. Парня вырубило на весь день, что неудивительно, да еще сказалась резкая смена 7-ми часовых поясов. Вскоре мы сворачиваем на Углегорск, от него в сторону строящегося космодрома «Восточный» уходит широкая грунтовка, по ней идет активное движение транспорта, в пыли, поднятой многочисленными грузовиками и служебными автомобилями; мы с трудом ориентируемся, в конце концов, упершись в закрытый шлагбаум и КПП. Охрана просит предъявить документы, с настороженностью глядя на наш разукрашенный многочисленными наклейками автомобиль, проехавший вокруг Земли. Не знаем какого труда стоило Валерию и Олегу договориться с охраной, но нас после долгого ожидания, когда, казалось, уже потеряна всякая надежда, все-таки пускают на стройку. Далее путь лежит по лесной грунтовке, накатанной посреди самой настоящей тайги; еще километров 15 мы едем в пылевой завесе, пока не оказываемся на открытой местности, на которой и развернулось строительство стратегического объекта – пусковых комплексов космодрома «Восточный», который станет второй отечественной площадкой для запуска ракет-носителей и позволит реализовать планы по освоению ближнего и дальнего космоса. Учитывая многочисленные проблемы, с которыми сталкивается Россия при эксплуатации расположенного на территории Казахстана космодрома «Байконур» пуск нового, собственного объекта позволит решить массу задач.

Строительство идет активными темпами, это видно по обилию транспорта, мы проезжаем мимо железнодорожных путей, на пригорке видим возводящиеся здания ЦУПа (Центра управления полетами), а дальше, среди бескрайних просторов тайги – пусковые установки, позволяющие выводить космические корабли на различные орбиты. Конечно, мы не стали испытывать судьбу и ехать дальше, так как возле большинства объектов стоит вооруженная охрана, зато воочию увидели масштабное строительство нашего, российского космодрома, что после посещения американского мыса Канаверал, где находятся «космические ворота» США, тоже стало полезным опытом. Возвращаемся на трассу и держим путь дальше, впереди – многие сотни километров пути, а солнце уже постепенно клонится к закату. Наш автомобиль мчится на хорошей скорости 140-150 км/час по абсолютно ровной автодороге, справа и слева мелькают лиственничные боры, обширные заболоченные равнины, за которыми на дальнем плане возвышаются сопки, окутанные голубоватой дымкой. Алое солнце висит над линией горизонта, прямо перед нами, движущимися на запад, в низинах висят густые туманы, они слоятся, покрывая собой влажные болота, посреди которых растут одинокие лиственницы и сосны. Мир вокруг преображается на мимолетные мгновения алого вечернего освещения, когда мы прощаемся с дневным светилом до следующего утра.

Мы видим стоящего на обочине паренька, одного, среди болот и неминуемо наступающей ночи, он без особой надежды протягивает руку, силясь поймать попутку. Валерий резко останавливается, дает задний ход, интересуется у парня, куда ему надо добраться в столь поздний час:

- Куда путь держим, как звать тебя, путешественник?

- Иван меня зовут, еду из Хабаровска к себе домой, в деревню, под Читой, - отвечает парень.

- Иван, а что поездом не поехал или автобусом? – Спрашивает его Валерий.

- На поезд денег нет, а автобусы тут не ходят: далеко очень, - сетует Иван.

Парень оказался очень немногословен, мы не стали проявлять излишнее любопытство, просто взяли его с собой в экипаж пятым. Одет он бедно, с собой – маленькая наплечная сумка, видно, что давно не умывался, на руке - самодельная татуировка.

Ночь постепенно овладела лишенной человеческого жилья тайгой, на большой скорости мы продолжаем движение по пустынной трассе, ни попутных автомобилей, ни встречного движения. Густые туманы легли между сопок, время от времени перекрывая собой дорогу, вот далеко впереди появились электрические огни, это значит – рядом жилье, наверное, есть отель и кафе. Иван сошел вместе с нами, сказал, что отправится дальше искать попутку. Мы не стали его отговаривать, раз знает куда ехать – значит, не стоит мешать в осуществлении его планов.

Подъехав к повороту на Смоляниново, мы располагаемся на ночь в четырехместном номере, ужинаем в уютном, вполне приличном кафе чем бог послал, и заваливаемся спать. За сегодняшний день было пройдено 1200 километров. Большой путь позади, завтра мы надеемся добраться до Читы.