Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Звезды6 ноября 2013 22:00

Во время съемок «Трех мушкетеров» вокруг Тереховой «роились силы зла»

Актриса написала мемуары «Из первых уст», где со свойственной ей прямотой говорит о себе и великих людях, с которыми довелось общаться [видео]
Анна ВЕЛИГЖАНИНА
Анна ВЕЛИГЖАНИНА
При всем своем таланте Терехова - человек с трудным характером и всегда держала свои личные тайны на замке...

При всем своем таланте Терехова - человек с трудным характером и всегда держала свои личные тайны на замке...

В книгу вошли воспоминания самой Маргариты Борисовны, ее дочери Анны и друзей. С разрешения издательства «Этерна» публикуем отрывки.

О муже

…После фильма «Здравствуй, это я!» очень важной для меня стала советско-болгарская картина 1967 года «Бегущая по волнам» по моему любимому роману Александра Грина. Сценарий написал еще не опальный, но уже известный драматург и бард Александр Галич.

Я снималась вместе с великолепным болгарским актером Саввой Хашимовым.

В своей стране к тому времени он уже был очень популярным артистом. Он родился чуть раньше меня, в 1940 году, в городе Плевен. Как и я, закончил школу (гимназию) с золотой медалью. Как и я, пошел в актеры не сразу. Савва поступил сначала в химико-технический институт в Софии и, как и я, через некоторое время - в театральный институт. Как только мы начали сниматься в «Бегущей по волнам», Савва сразу влюбился в меня и начал преследовать повсюду.

Он был женат, но так вышло, что после съемок он развелся и сделал мне предложение. Я была уже на четвертом месяце беременности, когда закончилась работа над фильмом «Бегущая по волнам». Савва из Софии прислал мне письмо, в котором писал, что женится на мне. «А меня ты спросил?» - возмутилась я. Но устоять перед его обаянием было невозможно.

Савва переехал в Москву. К этому времени у нас уже родилась Анечка. Своей жилплощади не было, приходилось ютиться в актерском общежитии на Каретной улице, возле театра «Эрмитаж». Жили очень трудно, почти нищенствовали, потому что зарплаты у начинающих актеров ниже прожиточного минимума. И мужу моему приходилось очень тяжело. Савва был очень заботливым отцом: мог кипятить пеленки, бегать рано утром за молоком, катать дочку в коляске по парку. Но работы у Саввы в Москве не было, все-таки Россия чужая для него страна, уровень жизни в Болгарии сильно отличался от нашего. И он вернулся в Болгарию.

Маргарита с мамой в Ташкенте, конец 1950-х.

Маргарита с мамой в Ташкенте, конец 1950-х.

О Тарковском

Встреча с Андреем Тарковским - одно из самых главных событий в моей жизни. В 1972 году я пришла на «Мосфильм» к Тарковскому на первый разговор, на пробу к фильму «Солярис». Я не знала тогда Андрея в лицо. Увидела симпатичного человека среднего роста. Он поглядывал на меня как-то хитро, внимательно. Мы зашли с ним вдвоем в лифт, поднялись на какой-то этаж, пошли по коридору. Я замечаю, что он идет со мной рядом, заходит в ту же дверь, что и я. Тут до меня начало что-то доходить, я догадалась, что это не случайность. Я вхожу в дверь, замечаю, что его уже со мной рядом нет. Потом он внезапно появляется и начинает говорить о моих волосах. Я распускаю волосы, провожу по ним рукой. «Замечательные волосы!» - говорит он мне. В итоге пробу мы сделали, но в «Солярис» я не попала, роль досталась Наталье Бондарчук.

Для пробы к «Зеркалу» Тарковский вызвал меня на «Мосфильм». Я помчалась. Я тогда и не знала, что меня приглашают пробоваться на главную роль в фильме. Пробы проходили удивительно спокойно, я достаточно уверенно себя чувствовала, но, вероятно, тайное волнение все равно было, потому что, выйдя прямо на камеру, вдруг сказала: «Андрей Арсеньевич, а «Мастера и Маргариту» когда будем снимать?» Андрей, зеленоглазый, великолепный, с прищуром посмотрел на меня. Тогда он ответил на мою реплику: «Ну, кто Маргарита, я примерно догадываюсь, а кто Мастера сыграет?» Я говорю: «Как кто? Конечно Смоктуновский!» Андрей: «Ну не знаю… Может быть, я?»

К счастью, съемок «Мастера и Маргариты» не произошло: эта книга - булгаковский текст-обольщение, потом я никогда не хотела играть Маргариту…

Меня часто спрашивали о личных отношениях с Тарковским и о том, делал ли он мне предложение. Конечно, не делал, нет… К сожалению, скажу прямо. До сих пор люди интересуются, почему я не вышла за него замуж. Господи, говорю, да он и не звал. Но в 1960-е годы, когда он уже делал свое гениальное кино, еще до знакомства с ним, я сказала однажды: «Если бы я вышла замуж (не будучи еще замужем ни за кем), то только за Андрея Тарковского». А потом добавила: «Если бы он не был женат». Он был для нас учителем, полубогом. И к тому же он был несвободен.

С дочерью Аней на съемках «Санта Эсперанса». Восьмидесятые годы.

С дочерью Аней на съемках «Санта Эсперанса». Восьмидесятые годы.

Миледи и темные силы

В 1978 году я снялась в фильме «Д’Артаньян и три мушкетера». Образ Миледи, которую я в этом фильме сыграла, занимает особое место в моей творческой судьбе.

«Я должна сыграть шпиона в юбке?» - как-то спросила я Хилькевича (режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич. - Ред.). Когда он подтвердил, то линия моей игры мне стала понятнее.

В тот период вокруг меня как будто стали вихриться силы зла. Иначе я не могу объяснить то, что происходило. Скажем, мне нужно было нарисовать клеймо в сцене, когда тайну Миледи случайно узнал д’Артаньян. Нарисовать захотел сам режиссер Хилькевич, он ведь еще и художник. Юра (Хилькевич) говорит: «Сейчас я тебе нарисую» - и вдруг замолкает, а потом кричит: «Посмотрите, у нее на плече красное пятно в форме лилии - его нужно только обвести!» Представляете?!

Он позвал всех и просто обрисовал лилию, выступившую на моем плече. Я женщина нервная, мне это показалось странным. Сыграли мы эту сцену. Но чем дальше, тем страшнее. Начали происходить какие-то необъяснимые вещи: волосы у меня стали выпадать пучками, сумку потеряла, потом потеряла билет, с которым должна была лететь на гастроли. Я настолько испугалась, что все в Одессе оставила. Мне кажется, что это и есть тот самый натуральный замес эмоций, энергии и каких-то потусторонних явлений, на котором и держалось все.

ПРИГЛАШАЕМ:

На мюзикл "Три мушкетёра"!

Это озорное, динамичное и зрелищное шоу для всей семьи с любимыми всеми песнями Максима Дунаевского на стихи Марка Розовского и Юрия Ряшенцева. На сегодняшний день это единственная постановка в Москве. Именно универсальная специфика актеров Театра позволила воплотить на сцене все то, что в фильме создавалось многочисленными дублями и монтажом – и живой вокал, и захватывающие дух бои на шпагах, и трюки, и зажигательные танцы, и проникновенные драматические эпизоды.

Где: Театр музыки и драмы п/р Стаса Намина (Основная сцена)

Когда: 12 декабря в 19.00