Премия Рунета-2020
Киров
+12°
Boom metrics
Общество5 мая 2022 22:00

Кировский хореограф: «Я родилась вместе с танцем»

Зульфия Казакова рассказала об особенностях профессии и современных направлениях в этом искусстве
Ольга Тулякова
Зульфия Казакова: «Я очень люблю свою профессию». Фото предоставлено героиней публикации

Зульфия Казакова: «Я очень люблю свою профессию». Фото предоставлено героиней публикации

Зульфия Казакова - балетмейстер-постановщик, педагог и руководитель ансамбля современного танца «Фаэтон» рассказала о своей работе и о том, почему танцующие дети, по ее мнению, - это счастливые люди.

«САМО ДЫХАНИЕ ЖИЗНИ»

- Сколько себя помню, я все время танцевала! - говорит Зульфия. - Видимо, родилась вместе с танцем, или танец вместе со мной.

Первые аплодисменты она получила в четыре годика. Когда приходили гости девочка брала накидки от подушек, делала из них платья и устраивала концерты, а все взрослые восхищались ее артистизмом. Став постарше, она пришла в танцевальный кружок. Но в постановке про дружбу народов вместо исполнения каких-либо па ей поручили носить флаг. И девочка решила, что не стоит тратить время на эти занятия.

Позже Зульфия начала заниматься народными, а потом бальными танцами, долго искала себя в различных коллективах. Куда бы не приходила, ее сразу выводили в солистки. И говорили - у тебя талант!

Потом девушка вышла замуж, родила сына и переехала из родной Уфы в Киров. В декретном отпуске решила подработать в Доме культуры. И там посоветовали: «тебе нужно поступать на хореографа». О такой карьере она никогда не задумывалась, но жизнь ее к этому подтолкнула. Свекровь поддержала, и с годовалым малышом Зульфия поступила на хореографическое отделение в культпросвет училище. И окончила его, разрываясь между ребенком и учебой.

- Мой рост в современном танце начался, когда я побывала семинарах ADF (American Dance Festival - Ред.) в Екатеринбурге, - рассказывает кировчанка. - Они перевернули мое представление о современной хореографии. Я всегда искала внутреннюю свободу и поняла, что только через современный танец смогу ее обрести. Это не просто какие-то движения под музыку, а само дыхание жизни. Этому же я учу детей.

АНСАМБЛЕМ «ФАЭТОН» РУКОВОДИТ УЖЕ 32 ГОДА

Детским ансамблем хореограф руководит уже тридцать два года. До этого был студенческий «Фаэтон». Появился он почти случайно: участники танцевального коллектива увидели, как Зульфия репетировала. Восхитились и пригласили ее руководить. За несколько лет они создали прекрасный репертуар и выступали на различных площадках города. Затем был перерыв, но через пять лет кировчанка вернулась в хореографию - поняла, что не может не танцевать, это сильнее ее.

В «Фаэтоне» детей учат основам как классического, так и современного танца. Фото предоставлено героиней публикации

В «Фаэтоне» детей учат основам как классического, так и современного танца. Фото предоставлено героиней публикации

- Это моя жизнь и вдохновение! - поясняет руководитель ансамбля. – В 1988 году я с радостью откликнулась на приглашение Дома детского творчества «Вдохновение». Через два года танцевальный кружок перешел в статус ансамбля. Нужно было название. Я подумала, пусть будет «Фаэтон» в честь моего первого состава.

В «Фаэтоне» детей учат основам классического и современного танца: джаз-модерн, контемпорарри, клубные танцы, импровизация. Достижений у коллектива очень много. Он не раз получал Гран-при и становился лауреатом различных международных, межрегиональных, всероссийских конкурсов.

По словам Зульфии, жюри всегда отмечает, что у коллектива очень интересная хореография, высокий технический уровень, оригинальные постановки. В последнее время из-за пандемии репетиции были не систематическими, но сейчас ансамбль выходит «из спячки», начинает интенсивную работу над новым репертуаром.

Кировчанка называет любимых артистов, которые ее вдохновляют. Это немецкая танцовщица Пина Пауш и израильский хореограф Охад Нахарин.

- Спектакли Пины - это какой-то космос и правда жизни, - делится Зульфия. - Когда я первый раз увидела «Кафе Мюллер», то плакала. Меня потряс этот спектакль, и сама Пина, ее образ такой проникновенный, щемящий до боли. У Охада я очень люблю его стиль «гага» -это импровизация, которая раскрывает исполнителя во всей его искренности, красоте и таланте.

Из российских коллективов кировчанке нравится екатеринбургский театр «Провинциальные танцы». Хотя он и очень авангардный, неоднозначный, даже жесткий, со спектаклями, вызывающими раздумья и переживания. Но это один из лучших танцевальных театров не только России, но и Европы.

ОСОБОЕ ПРЕДПОЧТЕНИЕ - СОВРЕМЕННОМУ ТАНЦУ

Современный танцор, по словам Зульфии - это человек интеллектуальный. Он умеет видеть смысл за тем, что происходит на сцене. У него есть определенные знания в области искусства и философское понимание мира.

- Классическая хореография - это база, без которой трудно вырастить сильного артиста, - говорит кировчанка. - Но она состоит из сплошных канонов и рамок. Хотя и дает силу, выносливость, высокое исполнительское мастерство. Классический танец - это больше про красоту, а современный - про настоящую жизнь и поиск ответов на многие вопросы.

Ведь современный танец рассказывает о человеке, его боли, ошибках и поиске себя. Он как живая струя или дыхание перетекает. Может быть сильным, острым, жестким, а может - обтекаемым и мягким. В нем очень много размышлений о мире и ответов на важные вопросы.

- Я очень люблю свою профессию, и каждый раз благодарю Бога, что он меня вывел на путь именно современного танца, - говорит хореограф. - Благодаря этому я все время «на волне». Несмотря на свои шестьдесят, не чувствую себя пенсионеркой, постоянно учусь и делюсь с ребятами новыми знаниями.

Зульфия считает, что ее главная задача в том, чтобы влюбить ребенка в танец. Увлечь его, научить трудиться и включаться в процесс. Для этого очень много приходится говорить, объяснять, требовать и самой быть примером. Постоянно быть в хорошей физической форме, ведь показ технических элементов - важная часть процесса. Это постоянный труд, совершенствование и самообразование.

- Это профессия, в которой себе не принадлежишь, - считает хореограф. - Приходя домой, ты не можешь просто снять с себя заботы как пальто: повесил, переоделся и у тебя другая жизнь. Нет, ты идешь на кухню и вспоминаешь: та девочка сегодня не занималась, что-то с ней происходит, надо ей побольше внимания. Постоянно думаешь над постановкой, бегаешь - ищешь ткани на костюмы, составляешь эскизы, созваниваешься с родителями, готовишь детей к конкурсу или отчетному концерту и так до бесконечности.

Масса времени у руководителя ансамбля уходит на подбор музыки. У нее занимаются подростки, с которыми нужно быть на одной волне, поэтому кроме классики на репетициях звучит и хип-хоп, и рэп, и нью-эйдж.

Очень много хореографу приходится смотреть видео - следить за интересными направлениями и танцорами. Перед началом занятия Зульфия включает на пять минут запись какой-нибудь сильной танцовщицы, чтобы замотивировать учеников, направить, вселить уверенность. И всегда им говорит - вы тоже так сможете, если будете стараться.

- Я считаю, что дети, которые занимаются современной хореографией - это счастливые люди, - утверждает хореограф. - Потому что мы, педагоги, не просто ведем их через танец. Мы с ними разговариваем, размышляем, философствуем и просто живем танцуя. Как же это прекрасно!