Звезды

Виктория Толстоганова: Ну какая я Кабаниха?

Знаменитая актриса беседует с кинообозревателем «КП» о фильме Григория Константинопольского «Гроза», в котором исполнила главную роль
Виктория остро, смешно и бесстрашно исполнила роль Кабанихи

Виктория остро, смешно и бесстрашно исполнила роль Кабанихи

Фото: кадр из фильма

В фильме Григория Константинопольского действие классической пьесы Островского перенесено из середины XIX века в наше время. Виктория в нем явно с большим удовольствием - остро, смешно и бесстрашно - исполнила роль Кабанихи, одного из самых малоприятных персонажей русской литературы. На прошлогоднем «Кинотавре» эта ее работа была отмечена призом за лучшую женскую роль.

Улыбка Кабанихи

- Твои первые мысли, когда Гриша Константинопольский предложил тебе роль Кабанихи в нестандартной адаптации известной всем со школьных времен пьесы?

- Мне показалось, что она совсем не имеет ко мне отношения, что это совсем не моя роль. Я и Кабаниха – мне казалось, что это совершенно два разных психотипа. Но Гриша – мой друг. Он пригласил меня на пробы. Спросил: «Ты не обидишься, если я тебя не утвержу?» - «Да нет, не обижусь!». Но сценарий мне понравился. Понравилось, что текст Островского он оставил нетронутым, хотя что-то и дописал под него. И все равно, ну какая я Кабаниха? Я же Катерина, вот это моя роль (ее сыграла в результате актриса Любовь Аксенова - С.Т.)! Нет, я совсем не Кабаниха в жизни. Мне кажется, она страшный человек. Я ее боюсь. Я могу быть жесткой, неправильной, несправедливой. Но я не Кабаниха. Во мне ее нет. Хотя… а вдруг кому-то из моих детей так не кажется?

- Гриша быстро тебя утвердил?

- На пробах он на меня кричал, говорил, что все плохо, что ему нужна не европейская холодность, а настоящая дикость. Когда он произнес слово «дикость», я подумала: «Господи, что же ты сразу не сказал?». Мне было это очень интересно, хотя роль действительно не моя. Я не думала, что он меня утвердит, но произошло именно так. Мы очень быстро сняли «Грозу» - бюджет был очень маленький. Я не люблю смотреть свои фильмы, но этот смотрела дважды. В какой-то момент вдруг поняла, что слишком быстро мы сняли это кино. Я как-то не доиграла свою Кабаниху. Если бы было больше времени, мы бы много чего еще придумали.

- В фильме и так есть отличные находки. Например, улыбка Кабанихи. Звучит так же круто, как «улыбка Кабирии».

- Гриша сказал, что не думал, что лицо можно так разделить пополам. В одной сцене глаза у меня выражают одно, улыбка – другое. Мы как-то вместе к этому пришли. Еще он подсказал мне прекрасную вещь - двигаться так, как будто я доску проглотила. Или будто привязана к доске. Сразу стало понятно, что я играю.

В фильме Григория Константинопольского действие классической пьесы Островского перенесено из середины XIX века в наше время

В фильме Григория Константинопольского действие классической пьесы Островского перенесено из середины XIX века в наше время

Фото: кадр из фильма

Люди не понимают, что творят

- Насколько это современная для тебя история?

- Мы снимали в Ярославле, в двух часах езды от Москвы. И иногда возникало ощущение, что мало что изменилось в душе русского человека. В ней по-прежнему сочетаются несочетаемые вещи. Вообще назвать человека злым или добрым невозможно. Невозможно так классифицировать героев Островского - все они слепо верят в Бога, в то, что творят добро.

Кабаниха - вроде бы абсолютное зло, но едва ли она способна раскаяться на Страшном суде: «Да, я была сволочь!». Она этого не понимает. Вообще есть ощущение, что люди не до конца понимают, что творят. И сейчас в нас мало что изменилось. От этого становится страшно. Да, для меня это достаточно современная история. Я понимаю, что до сих пор живу в России, о которой рассказывал нам Островский. Просто в школьном возрасте мы не могли прочесть его так, как можем сейчас. «Почему люди не летают?», - для нас это была просто навязшая в зубах фраза. Как и персонажи – одна плохая, другая хорошая, третья в омут бросилась. А на самом деле все очень глубоко. Гриша попытался саркастически улыбнуться по поводу этих персонажей, полюбить и пожалеть их чуть-чуть.

- Актеры говорят, что в отрицательных ролях есть какое-то особое удовольствие. Ты его почувствовала?

- В отрицательных персонажах интереснее разбираться. Их надо как-то на себя примерить, защитить, оправдать. Но Гриша снимал в определенной эстетике, и примерять на себя Кабаниху, искать в ней что-то хорошее мне было не нужно. Жанр давал мне возможность отстраненно сыграть этого персонажа. А вообще – свою героиню в сериале «Палач» я для себя полностью оправдываю. Это страшно звучит, но это так. Я с ней находилась в любви. Иначе просто невозможно это играть. Да, отрицательные роли часто интересней. Хотя, чем лучше сценарий, тем более ясно, что положительных персонажей вообще нет… Все люди сложные.

Актриса Виктория Толстоганова

Актриса Виктория Толстоганова

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

- Как будто в доказательство этой сложности современные персонажи говорят в фильме языком Островского.

- Гриша намеренно оставил подлинный текст. Мы так не говорим. Это невозможно. С одной стороны, этот прием чуть-чуть отстраняет нас от происходящего. А с другой, тем самым ловит на этом. И в какой-то момент ты втягиваешься и веришь, что именно так все и должно произноситься. Что это твой язык.

«Колл-центр» - виртуозный аттракцион

- Кабаниха - смелая роль, но даже она не сравнится с той, что ты сыграла в сериале «Колл-центр», который стал хитом самоизоляции. Как ты вообще рискнула сыграть это страшное существо?

- Роль в «Колл-центре» мне показалась интереснейшей, я была счастлива, когда получила предложение от режиссеров Наташи Меркуловой и Алексея Чупова, а дальше надо было ее сочинить. Ну, львиную долю сыграл грим. Это аттракцион, очень виртуозный, на мой взгляд. Но мой монолог в конце, спокойный и аккуратный, мне очень люб. Короче, это было тоже прекрасное неожиданное предложение, но Кабаниха для меня все-таки неожиданней!

- Как ты себя чувствуешь, чем занимаешься на карантине?

- Я, с одной стороны, растворилась в быту - у меня куча дел и детей. Работа занимает какой-то минимум. Записываю рассказы Чехова для «Современника», готовим ещё кое-что, читаю «Сказки в прямом эфире». Но, с другой стороны, хочется сниматься, хочется полноценно что-то делать. Но это не значит, что я призываю, себя в первую очередь, куда-то бежать. Я понимаю всю сложность нашей ситуации, всю ее серьезность.

5 лучших фильмов Виктории Толстогановой:

«Магнитные бури» (2002)

«Утомлённые солнцем 2» (2011)

«Палач» (2014)

«Движение вверх» (2017)

«Колл-центр» (2020)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Почему Сергей Гармаш предпочел Викторию Толстоганову актрисам театра «Современник»

В театре «Современник» вышел спектакль «Папа» по пьесе французского писателя Флориана Зеллера в постановке режиссера Евгения Арье (подробности)