Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Общество21 марта 2019 22:00

30 веков под суперобложкой

Главный редактор журнала «Историк» Владимир Рудаков рассказал об уникальном спецвыпуске «Крым. Страницы истории»
Главный редактор журнала «Историк» Владимир Рудаков.

Главный редактор журнала «Историк» Владимир Рудаков.

ОТ АНТИЧНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ

- Как удалось вместить в 420 страниц всю историю Крыма?

- Приходилось себя ограничивать. Неоценимую помощь в реализации этого беспрецедентного проекта, выполненного всего за полгода, оказала компания «Транснефть» и ее глава Николай Петрович Токарев. В результате удалось привлечь лучших историков страны и представить историю Крыма в доступной для широкого читателя форме и качественном полиграфическом исполнении. В нашу книгу вошли наиболее важные события античной истории полуострова, крещение князя Владимира, эпоха монгольского нашествия и Крымского ханства, присоединения Крыма при Екатерине II - и так вплоть до строительства Крымского моста в 2018-м. Есть материалы о малоизвестных страницах истории. Например, о перипетиях Гражданской войны в Крыму.

- Когда за три года сменилось семь правительств?

- Да. Мало где на просторах бывшей Российской империи творилась подобная вакханалия. Огромный интерес представляют материалы, касающиеся политики большевиков в Крыму. В частности, об экспериментах в сфере национального вопроса, когда сначала советская власть пыталась провести политику коренизации, сделав ставку на крымско-татарские кадры, а затем вынашивала планы создания на полуострове еврейской автономии.

РАЗНЫЕ ТАТАРЫ

- В Средневековье Крым выступал то на нашей стороне, то против нас?

- Это так. Многим известен Мамай - противник Дмитрия Донского на Куликовом поле. Но немногие знают, что он родился и в конечном счете погиб в Крыму. А сто лет спустя, в 1480 году, в ходе знаменитого Стояния на Угре, из которого Иван III вышел победителем, завершив период ордынского ига, крымские татары во главе с ханом Менгли Гиреем выступали на стороне Москвы, оттянув на себя силы литовских союзников Орды. В XVI веке отношения Москвы и Крыма вновь стали враждебными: при Иване Грозном крымцы даже сжигали нашу столицу. Все изменилось при Екатерине: с тех пор Крым постепенно превращается в одну из жемчужин Российской империи…

- Публикация «Коллаборанты» касается горячей темы - крымские татары сегодня возмущаются тем, что в учебнике «История Крыма» они представлены негативно…

- Мы еще до скандала с этим учебником решили, что не будем зацикливаться на каком-то одном коллаборационизме, - напишем о коллаборантах и из числа крымско-татарского населения Крыма, и из числа украинцев и русских, сторонников власовцев. Но депортация из Крыма крымских татар, армян, болгар и других народов в 1944-м была несправедливой. Наказали не только сотрудничавших с нацистами - всех поголовно. Это была трагедия народов, вынужденных отвечать за преступления подонков, служивших нашему общему врагу, убивавших своих соотечественников. Но мы пишем и о героях - в том числе и о представителях крымско-татарского народа, которые обессмертили свое имя подвигами во имя нашего общего Отечества.

ЕГО ЗВАЛИ НИКИТА

- Роль Хрущева в том, что Крым стал украинским, осветили подробно. Почему одна из публикаций озаглавлена «Хрущевская импровизация»?

- Хрущева называют реформатором, но, мне кажется, он именно импровизатор. И дело даже не в том, какая причина подвигла его передать важную часть исторической территории России в пользу УССР. Важен подход - перекраивать территорию своей страны, разбрасываться своей землей. Это касается не только Крыма. Точно так же Хрущев передал Китаю Порт-Артур и КВЖД. История Крыма подтверждает: это изначально ущербная политика.

- Но передача Крыма им таковой не считалась - это совершалось в рамках СССР, о крушении которого 37 лет спустя он и подумать не мог.

- Конечно, не мог. Но для этого и нужны некие красные линии, пересекать которые нельзя!

- Однако под текстами указа и закона о передаче Крыма подпись не Хрущева, а Ворошилова, и вы приводите эти документы!

- Решение принималось на высшем партийном уровне, потом его провели через Президиум Верховного Совета СССР, который возглавлял Ворошилов. Обычная практика тех лет! Противодействия Хрущеву никто не оказал. У наследников Сталина партийная дисциплина была на высоком уровне: первому секретарю ЦК противодействовать никто не хотел. Да и этот акт не воспринимался как передача территории «на сторону».

Уникальный мост в уникальном проекте журнала «Историк» не только соединил разные берега и эпохи, но и помог совершить археологические открытия (о них тоже есть в этом спецвыпуске).

Уникальный мост в уникальном проекте журнала «Историк» не только соединил разные берега и эпохи, но и помог совершить археологические открытия (о них тоже есть в этом спецвыпуске).

МОСТЫ И РОТЕНБЕРГ

- Отдельный сюжет - строительство моста в Крым.

- Мы рассказываем о том, когда впервые возникла идея построить мост. Вводим в научный оборот ряд ранее не опубликованных документов из РГАСПИ о планах строительства моста сразу после освобождения Крыма от фашистов в 1944 году - это схемы, чертежи, докладные записки. Тот мост почти уже был построен, но ледоход его смыл. Из документов видно, почему его не восстанавливали, - стратегической потребности не было. Крым был связан через перешеек с остальной страной. А у разоренного войной СССР лишних денег не было.

- Вы сделали интервью с Аркадием Ротенбергом, отвечавшим за строительство Крымского моста. Как он реагировал на прогнозы «доброжелателей» о том, что русским не по силам построить такой мост?

- Я не спрашивал. Люди такого склада, которым приходится решать масштабные государственные задачи, как правило, спокойно реагируют на подобные публикации. Их волнует то, как реализовать гигантский проект, а не то, что про них пишут.

- Том завершают фото уникальных археологических находок…

- При строительстве моста, при создании трассы «Таврида» археологам удалось обнаружить уникальные памятники, относящиеся к разным историческим эпохам - от античности до эпохи Крымской войны середины XIX века. Ученые получили такой богатый материал, изучение которого займет еще многие годы и откроет немало доселе неизвестных страниц истории Крыма, так тесно связанной с историей всей нашей страны.

ТОСТЫ ЧЕРЧИЛЛЯ

- Ялтинская конференция представлена со всех сторон, в том числе воспоминаниями Черчилля, описавшего свой восторг по поводу устроенного ему приема.

- Ливадийский дворец был разорен, немцы утащили не только мебель - сорвали даже тканые обои. Всю обстановку завозили из лучших столичных гостиниц, из московских ресторанов выписывали лучших поваров и официантов. СССР сделал все, чтобы принять глав США и Британии по высшему разряду. Это было оправданно: в Ялте удалось добиться договоренностей по самым сложным вопросам мировой политики. Именно в Крыму союзники согласовали послевоенное мироустройство. Ялта - образец того, как мировые лидеры могут находить взаимовыгодные компромиссы.

- Один из ваших авторов, Вячеслав Никонов, внук Молотова, пишет, что всех выгод не получила ни одна из сторон. Почему?

- Стороны вынуждены были тщательно увязывать взаимные интересы. Самый яркий пример - согласие СССР на войну с Японией. За это Сталину удалось решить в пользу СССР ряд территориальных вопросов на Дальнем Востоке. Таких примеров масса: продавить свои интересы в ущерб интересов партнеров в Ялте не удалось никому.

- При этом Никонов считает, что США в Крыму прозевали Курилы.

- Никонов - автор эксклюзивный, внук участника конференции, автор фундаментальной биографии своего деда и крупнейший специалист-международник: он имеет право на свою точку зрения.

ВОЗВРАЩЕНИЕ КРЫМА

- Владимир Николаевич, назовете гвоздь номера?

- Сложный вопрос. Много интересного удалось сделать в рамках 420-страничного спецвыпуска, вобравшего всю историю Крыма. Но, наверное, наиболее важная часть - история пятилетней давности. Не только хроника событий по дням, но и анализ того, почему крымчане решили воссоединиться с Россией и каковы были альтернативы. Приводим и прямые свидетельства участников событий, в том числе из высшего руководства страны. Первый замгендиректора ВГТРК Андрей Кондрашов, автор фильма «Крым. Возвращение домой», рассказал о том, что не вошло в фильм из интервью с президентом Владимиром Путиным и министром обороны Сергеем Шойгу. Это эксклюзив.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

• 84 публикации более чем 30 авторов из Москвы, Санкт-Петербурга и Крыма

• Более 1500 иллюстраций, в том числе документы, опубликованные впервые

• Охваченный период - от Х века до нашей эры до ХХI века нашей эры