Василий Владимирович отметил, что продукция «Здравы» участвовала в отборе программы «Контрольная закупка». Фото: Александр ВОРОБЬЕВ
Все мы давно привыкли к экскурсиям на заводы и не считаем их особенно интересными. Еще в советские времена такие экскурсии стали своего рода традицией: каждый из нас школьником бывал хотя бы на одном из крупных предприятий города. И все эти «культпоходы» обычно имели один и тот же сценарий: прогулка по коридорам, скучная лекция в заводском музее и - если повезет - несколько минут стояния в жарком и пыльном цеху в паре метров от гудящих и громыхающих аппаратов.
Если бы еще неделю назад кто-то сказал мне, что в Кирове есть предприятие с действительно интересной экскурсионной программой, я бы в это не поверил. Но мне посчастливилось окунуться в производственный процесс холдинга «Здрава», пройтись по его цехам, отделам и тайным закоулкам и даже лично прикоснуться к нескольким уникальным экспонатам местного музея. Но - обо всем по порядку!
ТОГДА. У ИСТОКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
Как нам удалось узнать за время экскурсии, история производственного холдинга «Здрава» насчитывает практически полвека. В 1968 году на территории СССР началось строительство нескольких маргариновых заводов. Киров стал одной из «точек» этого «маршрута», завод начали строить уже 1969-м. В 1973 году завод выпустил свою первую продукцию - кулинарный жир «Белорусский» в 40-килограммовых деревянных бочках.
Шли годы, предприятие развивалось, расширялся и ассортимент продукции: многие кировчане до сих пор помнят, например, майонез «Весна» с укропным маслом и свежим ароматом зелени, «столовый» сливочный маргарин и хозяйственное мыло в пластиковых упаковках.
Затем были ребрендинг («Здравой» холдинг начал называться менее 10 лет назад), выпуск новых и новых продуктов, постоянная работа над качеством товара и поиск партнеров как в нашей стране, так и далеко за ее пределами.
СЕЙЧАС. СЕРДЦЕ ЗАВОДА
Экскурсовод пояснил, почему именно этот цех считается сердцем всего холдинга. Основной ингредиент продукции «Здрава» - подсолнечное масло - проходит здесь все стадии очистки. Сырое нерафинированное масло с Юга России привозят сюда в больших железнодорожных цистернах и перекачивают в гигантское маслохранилище, рассчитанное на 8400 тонн, что в пересчете целых 140 ж/д цистерн!
На рафинационном участке подготавливают подсолнечное масло «Здрава» для приготовления майонеза и фасовки в бутылки. Кстати, чтобы масло стало рафинированным («чистым») и соответствовало ГОСТу, оно проходит несколько стадий очистки: от фильтрации и обработки холодом до вакуума и высокой температуры!
Показали нам и «карусель», разливающую готовое масло по только что здесь изготовленным пластиковым бутылкам (тут стоит отметить и «честный объем» - в литровой упаковке «Здрава» действительно литр подсолнечного масла, а не как сейчас можно 950 - 930 - 900 мл). Наша экскурсионная группа уже была поражена масштабами и объемами производства, но это были только цветочки. То есть, только масло...
5 КГ НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ
Несколько узких переходов и проемов в половину человеческого роста (таковы строгие европейские стандарты к обустройству цехов, которые соблюдаются на холдинге «Здрава») - и мы уже говорим не о масле, а о майонезе. Экскурсовод тут же приводит забавную статистику: в среднем россиянин за год съедает более 5 килограммов майонеза. Затем нам называют еще одну цифру: производственный холдинг «Здрава» может производить до 36 тысяч тонн майонеза в год. Выходит, вятским майонезом можно накормить всю Кировскую область и еще несколько регионов страны!
Нам показали мощную машину, которая изготавливает 800 килограммов продукта за полчаса.
- Это еще что, - усмехнулся наш гид. - Есть у нас аппарат, который обрабатывает тонну майонеза за 8 минут!
В ходе экскурсии выяснилось, что на выпуск одной тонны майонеза (смешение ингредиентов, приготовление, упаковку и расфасовку) «Здрава» тратит всего 20 минут! А еще есть майонез в «ведрах», «дой-паках», «сашетах». А еще - горчица и кетчуп. В разных упаковках и с разными вкусами.
- Да, мы производим майонезные соусы с разными вкусами - ответил на вопрос одного из посетителей Василий Савиных, заместитель генерального директора производственного холдинга «Здрава». - Большой популярностью пользуется «Сырный», а еще «Лисички со сметаной»!
45 ЛЮБИМОГО ВКУСА
Наконец мы добрались и до музея истории завода. Продукция завода, как нам рассказали в музее, пользуется спросом далеко за пределами Кировской области: майонез, кетчуп, горчицу производства «Здрава» любят в самых разных регионах России. Поставки идут даже в страны СНГ! И это не удивительно продукция «Здрава» создается с соблюдением всех современных технологий и отличается высокими стандартами качества.
Василий Савиных - заместитель генерального директора холдинга «Здрава». Фото: Александр ВОРОБЬЕВ
- Кстати о качестве продукции, - улыбнулся Василий Савиных. - Мы всегда оставляем несколько упаковок из партии в специальном холодильнике. Если вдруг будет жалоба на качество товара, мы сможем тут же открыть, допустим, упаковку майонеза и проверить, действительно ли с ней что-то не так.
- И еще немного о качестве нашей продукции, - продолжает Василий Владимирович. - Горчица, которая выпускается производственным холдингом «Здрава» для одного из наших партнеров, участвовала в «слепом» отборе программы «Контрольная закупка» в эфире Первого телеканала. Мы сами случайно обнаружили этот эфир и были очень довольны результатом: и обычные покупатели, и эксперты специальной лаборатории назвали именно нашу горчицу лучшей из всех предложенных! Вот так вот, продукция от «Здрава» оказалась в федеральном эфире.
Мы идем от одного музейного стенда к другому, трогаем ту самую 40-килограммовую бочку, в которой продавался «Белорусский» кулинарный жир, в микроскоп рассматриваем каплю майонеза «Провансаль», смотрим фильм, подготовленный к 45-летнему юбилею компании.
- Мы не только работаем над новыми производственными линиями, но и обращаем внимание на жизнь нашего города, - отметил Василий Владимирович. - Поддерживаем инициативы по установке различных памятников, регулярно проводим встречи с ветеранами предприятия, участвуем в работе Попечительского совета детского космического центра.
«45 лет любимого вкуса» - один из девизов производственного холдинга «Здрава» - выбран не случайно. «Маргаринка», как по старой памяти и с улыбкой называют предприятие, на протяжении долгих лет радует и кировчан, и жителей разных регионов страны вкусом и качеством своей продукции. А если у вас появится возможность посетить экскурсию на это замечательное предприятие, обязательно воспользуйтесь таким шансом — все-таки одно дело покупать продукты от «Здрава», и совсем другое - видеть, как это создается и проходит огромный путь от цистерны масла до упаковки с майонезом. Поверьте, в этом есть своя, особая магия!