Премия Рунета-2020
Челябинск
-2°
Boom metrics
Общество22 апреля 2018 1:00

Челябинцы шили брюки из матрасов и пальто из одеял

Шесть фактов из жизни модников 60-70-х годов прошлого века
Модные пальтишки в клетку. Фото: Вячеслав Андже.

Модные пальтишки в клетку. Фото: Вячеслав Андже.

Ведущий нашей рубрики «Герои вчерашних дней» и «Комсомолу 100 лет» Сергей Смирнов любит ворошить прошлое. Людям постарше приятно вспомнить, а тому, кто помоложе — интересно прочитать.

Ради сегодняшнего материала автор залез в свои стаые брюки…

ЗАКРОЙЩИКУ НУЖНО БЫЛО ПОСТАВИТЬ БУТЫЛКУ

Эти штаны пролежали на антресолях 47 лет! Мне было 16 лет, когда пришел в ателье, и заказал их. Закройщик, пожилой мужчина в очках, чуть не опупел:

— Это же матрасная ткань, ты что, арестант, что ли?

Я собрал в себе остатки мужества, поставил на пол завернутую в газетку бутылку вина, и сказал:

— А покажите мне документ, который запрещает шить полосатые штаны?

Закройщик застенчиво высморкался, взял бутылку, воздохнул, и согласился:

— Нет такой директивы…

Эти штаны я хранил 47 лет. Почти впору.

Эти штаны я хранил 47 лет. Почти впору.

Сейчас штаны с большим трудом сходятся на пузе. Натягивая их на располневшее тело, есть повод вспомнить, как одевался народ в 60-70-х годах прошлого века.

ИНТЕЛЛИГЕНТЫ ХОДИЛИ В ШЛЯПАХ, А ПРОЛЕТАРИИ — В ФУРАЖКАХ-ВОСЬМИКЛИНКАХ

Народ в 60-е одевался скромно. По праздникам мужчины носили костюмы из ткани в тонкую полосочку. Ткань была низкого качества, быстро мялась (в первую очередь, брюки), а «наводить стрелки» — проглаживать штаны, стремились только отъявленные модники.

На голове мужчины носили фуражку — «восьмиклинку» с матерчатой пуговицей посередине. Форму восьмиугольной фуражки поддерживала картонная вставка, которая быстро изнашивалась, и головной убор превращался в бесформенный блин.

Надо сказать, что выходить на улицу без головного убора было неприлично. Ходили слухи, что западные модники ходят с обнаженной головой даже осенью. На нравы капиталистических извращенцев народ реагировал просто:

— Вот дураки! Холодно же!

Кепки носили даже в дикую жару — и дети, и взрослые. Некоторые пацаны так сильно натягивали их на голову, что на затылке протирались волосы, и оставалась полоска голой кожи.

Родители челябинки Ирины Бондаренко были модниками - мама в плаще из болоньи.

Родители челябинки Ирины Бондаренко были модниками - мама в плаще из болоньи.

Начальство же носило фетровые шляпы. Шляпы, надо сказать, были отменные, и пригодились бы в наше время для съемок какого-нибудь фильма о гангстерах, например.

Носить шляпу полагалось в солидном возрасте. Молодой человек, позволивший себя эту вольность, мягко говоря, был бы не понят: «Стиляга!».

ШТАНЫ-ДУДОЧКИ НАДЕВАЛИ ЛЕЖА

Стилягами называли представителей «золотой» московской молодежи, которые тусовались по кафешкам, слушали джаз и заграничные «голоса».

Слово «стиляга» постепенно появилось и в провинции. Стиляги носили ботинки на «каше» — толстой подошве, приобретенные у фарцовщиков и брюки — дудочки. Говорили, что узенькие брючки надевали с мылом.

Дудки одевали лежа, и я это видел сам: дворовый модник по кличке Бес ложился, задирал ноги, и натягивал брюки — стоя надеть их было невозможно, не удержишь равновесие!

Девочки и мальчики выглядели скромно - откуда им взять деньги на модные вещи...

Девочки и мальчики выглядели скромно - откуда им взять деньги на модные вещи...

Идеологам коммунистической партии любая мода не нравилась: узкие брюки — плохо, широкие — тоже. Против дудок началась война: комсомольцы ловили стиляг на танцах, тащили в штаб и там резали брюки ножом.

МОЛОДЕЖЬ ВЫПЕНДРИВАЛАСЬ В «ПОЛУПЕРДЕНЧИКАХ»

В начале 60-х годов в моде было все узкое и короткое. Зимой модники носили куцые пальтишки — «полуперденчики». В мороз на «полуперденчиках» поднимали высокие, по самую макушку воротники, так что наружу торчал только кончик носа.

На голове носили шапку — пирожок. Мечтой молодых людей была куртка — «москвичка». Она имела широкий меховой воротник, который наполовину прикрывал спину. Воротник был на «молнии», так что «одним движением руки» его можно было превратить в капюшон.

Дефицит материалов привел к тому, что позже, в конце 70-х появились короткие цветные мужские пальто, которые шили… из шерстяных одеял. Эти пальто в крупную клетку, с поясом, носили, в основном, учащиеся ФЗУ («фазанок») — профессионально-технических училищ.

Лет десять назад я видел такое пальтишко на одном из челябинских бомжей. Хорошо, на совесть работали советские швейники!

Помните слова из песни Владимира Высоцкого: «мои друзья хоть не в болониии…»? Плащи из материала «болонья» за границей продавались в автоматах: пошел дождь — бросил в автомат денежку, достал дождевик, надел. Перестало капать — выбросил в урну.

Модные интеллигенты. Папа челябинского журналиста Андрея Попова в шляпе.

Модные интеллигенты. Папа челябинского журналиста Андрея Попова в шляпе.

В СССР болоньевый плащ был писком моды. По сути дела, это и не плащ вовсе — так, накидка. Обладателям «болоньи» завидовали и часто просили дать поносить — в гости или на свидание. В принципе, брать вещь «поносить» было делом обычным.

ЗАЧЕМ В БРЮКАХ — КЛЕШ НОСИЛИ ЛОЖКИ?

Мода на брюки — клеш пришла к нам с Запада. Это показалось так красиво, что мы просто удивлялись: почему это человечество до сих пор не догадалось выдумать такие классные штаны?

Новые клеши отличались от морских, которые носили на флоте. Широкие клеши на флоте шились сначала «трубой», а потом «колоколом», и имели практическое значение: у них не было ширинки, они расстегивались сбоку, так, чтобы попав в воду, морячок мог легко выпрыгнуть из штанов.

«Гражданские» клеши расширялись «колоколом» не от бедра, а от колена — в этом была принципиальная особенность. Как-то само собой появились стандарты: если ширина брюк под кленом составляла 21 сантиметр, то внизу, у щиколотки — 23.

Затем модники осмелели и стали шить клеш «форматом» 23 на 25. Были и такие, кто носил клеш 27 на 32! Заказ на такие брюки в ателье не принимали: не положено, и все тут!

Клеши отличались от обычных брюк карманами и поясом. У обычных брюк карманы располагались сбоку, у клешей — на внешней стороне бедра.

Модники ходили этакой приблатненной походочкой: руки в карманах (ладони сходились у самого причинного места), спина согнута вопросительным знаком, как будто бы человек хочет писать, а негде. Передвигался хозяин клешей мелкими шажками, раскачиваясь вправо — влево. Своей походкой клешник вроде бы говорил: «А мне все пофиг!»

Позже появилась еще одна новинка — над карманами стали пришивать клапаны. Модные «фраера» стали носить в карманах… ложку для обуви. Край ложки загибали ковшиком, и вешали на край кармана.

Матерый челябинский журналист Сергей Зверев (крайний слева) в брюках клеш и ботинках на платформе.

Матерый челябинский журналист Сергей Зверев (крайний слева) в брюках клеш и ботинках на платформе.

Иногда ложка могла служить боевым оружием, которое можно было носить легально — хулиганы затачивали края ложки.

Так как штаны волочились по асфальту, задняя нижняя часть брюк быстро превращалась в махры. Эту проблему решили так — подшивали к штанине металлическую застежку-молнию…

ШТАНЫ С БУБЕНЦАМИ, КЛИНЬЯМИ И БАТАРЕЙКАМИ

В брюки — клеш стали вшивать клинья. Клинья делали из яркого материала, например, красного или синего бархата. В клинья вшивали цепочки или бубенчики. Но самым писком моды были… лампочки от новогодней елки.

В кармане модник носил маленькую электростанцию: от батареек, расположенных в задних карманах, вниз шли шнуры, которые присоединялись к вшитым в клинья лампочкам. Вечером, на танцах такой парень зажигал искорки страсти в глазах девушек.

Выбор тканей был… никакой. Выбросят на прилавки ткань в клетку — полгорода шьет брюки из нее. Поэтому для шитья штанов использовались самые неожиданные материалы.

Я, например, сшил клеши из плащевой ткани светло зеленого цвета. Ткань была мягкой, ноской, легко гладилась. Но народ в своих безумствах пошел дальше. В качестве материала для пошива брюк стали использовать… брезент. Их носили с курткой из того же материала — штормовкой. Сзади на штормовку пришивали бахрому — в ту пору началась эпоха фильмов про индейцев, в которых играл несравненный Гойко Митич.

Михаил Коваленко носил почти такие же брюки, как у автора этого материала на фото выше.

Михаил Коваленко носил почти такие же брюки, как у автора этого материала на фото выше.

Так как в магазинах бахрома не продавалась, ее срезали с вымпелов, которыми награждали передовиков производства. Это было почти идеологической диверсией.

Потом клеши стали расширять от бедра, а пояс опустили низко — чуть выше, чем носят джинсы сегодняшние модницы. Делая заказ в ателье, закройщику так и говорили: «Шейте брюки по бедрам!».

Увы, и эта мода прошла — наступила эпоха джинсов…

К ЧИТАТЕЛЯМ

Свои воспоминания о моде и фото присылайте нам на почту kpravda@ya.ru