2018-04-20T10:01:58+03:00

Вятский атаман: «Я точно знаю, что, если над нами нависнет беда, казаки встанут на защиту Отчизны!»

На радио «Комсомольская правда» в Кирове» атаман Вятской региональной казачьей организации при союзе воинов России и Зарубежья, войсковой старшина Юрий Басманов рассказал о постулатах вятского казачества
Вятский казачий атаман рассказал «Комсомолке» о том, чем живет наше казачествоВятский казачий атаман рассказал «Комсомолке» о том, чем живет наше казачество
Изменить размер текста:

Казалось бы, казачество - это уже забытый многими феномен. В XXI веке казаков можно встретить, пожалуй, лишь на сцене, поющих и танцующих. Но все же дух казачества живет по сей день во многих регионах России, в том числе и на Вятке. Сегодня на территории нашего региона уже десять хуторов и девять станиц. Объединяет всех Вятская региональная казачья организация, которой заправляет региональный казачий атаман, войсковой старшина Юрий Басманов.

ЧТО ТАКОЕ КАЗАЧЕСТВО?

И если казаки все еще есть в современном обществе, то от их прежнего порядка жизни осталось не так уж и много: одни только названия и общие представления.

- Казачество стало своего рода клубом, - рассказывает Басманов. - По интересам, по традициям. Тот, кто познал истинные обычаи и традиции казачества, в большинстве своем следует им и не предает.

Однако быть казаком - это не только носить штаны с лампасами и фуражку с околышем. Казачье войско во все времена было опорой в российской армии.

- Мы немного изменили направление своей деятельности - стали заниматься патриотическим воспитанием молодежи: прививаем любовь к спорту, Отчизне, малой родине. К нам часто приходят мамы и говорят: «Юрий Вениаминович! Возьмите моего оболтуса, пристройте куда-нибудь». И мы такие семьи поддерживаем как можем: создаем кадетские классы в труднодоступных школах, военно-патриотические клубы, поисковые отряды, куда дети на самом деле идут, и часто сами, без родительской инициативы. То есть мы пошли в народ и теперь народ на нас смотрит по-другому. У людей появилась большая потребность в нас.

О ВЯТСКИХ КАЗАКАХ ЗНАЮТ

- О вятских казаках знают во всех регионах, - рассказывает Юрий Вениаминович. - Я, как атаман, общаюсь с союзом казаков-воинов России, и у нас бывают всеобщие казачьи круги (общий войсковой совет казаков - Ред.) Там мы собираемся, встречаемся со всеми атаманами регионов, знакомимся, выступаем - и о нас знают, нас ценят. Ведь в свое время хлыновские казаки дополнили остальные казачества: донское, терское* и прочие казачьи семьи.

В казачьи ряды может вступить и стар и млад, лишь бы только жил духом казачества

В казачьи ряды может вступить и стар и млад, лишь бы только жил духом казачества

ГДЕ СЕГОДНЯ МОЖНО ВСТРЕТИТЬ КАЗАКА?

Сегодня больше всего казаков проживают на юго-западе Кировской области: это Яранск, Санчурск, Даровской, Кикнур. Но на этом вятское казачество останавливаться не собирается, планирует расширяться. Формируются казачьи общины в Омутнинске, Подосиновске, Пинюге - фактически во всех районах. Но большая часть, конечно же, сконцентрирована в самом Кирове.

КАЗАК - ЭТО...

С испокон веков слово «казак» звучало гордо, вольно и честно! Это слово было не только статусом - прежде всего, оно характеризовало человека, его ход мыслей, его взгляды на жизнь.

- На сегодняшний день казак - это общественный деятель, - рассуждает Юрий Басманов. - Пусть сегодня среди обычного народа к казакам нет уже бывалого почета и доверия. Но наши вятские казаки до сих пор хранят традиции и обычаи предков. Среди нас много тех, кто всей душой радеет за казачество, активных, желающих заниматься многим. В наших рядах очень много казачек, которые учат детей петь, занимаются с ними, обучают рукоделию. Сегодня мы стараемся заниматься молодежным воспитанием. Я могу смело сказать, что вятское казачество (если над нашим Отечеством нависнет беда) соберется, встанет на защиту и даст отпор!

СТАРЫЙ ДОБРЫЙ НОВЫЙ ОБРАЗ КАЗАКА

Если раньше многими при упоминании казаков рисовалась картина, как бравый усатый молодец в кителе и шароварах скакал на быстром коне с шашкой наголо, то сейчас этот образ потихоньку стирается из памяти. Ведь настоящий казак не кичится своим статусом, не показывает на людях свое происхождение и предназначение.

- Времена идут, ничего не стоит на месте! И теперь мы не разгуливаем в традиционной одежде по улице средь бела дня. Сегодня мы надеваем свое обмундирование только на какие-то официальные мероприятия или на встречи с детьми, населением, на военные парады, - рассказывает Юрий Басманов. - Я считаю глупым демонстрировать свое звание, еще глупее - когда человек делает это напоказ. Например, многие наши казачки ходят при погонах. Разве это красиво? Лучше бы она сарафан надела - стала бы в десять раз краше. Ведь казачка, прежде всего, хранительница очага.

ЛЖЕКАЗАКИ ИЛИ РЯЖЕНЫЕ

- Есть, конечно, еще и те, кто совершенно незаслуженно надевает казачий китель и носит погоны. Это, как правильно у нас говорить, ряженые. Эти люди тоже хотят быть в лидерах, надевают форму, присваивают себе генеральские чины, хотя такая привилегия есть только у президента или верховного атамана, - рассказывает вятский атаман. - А эти сами на коленке выписывают себе бумажки, что они якобы настоящие казаки, выписывают себе награды и со всем этим «послужным списком» идут в органы власти, заявляют о себе: мы казаки и мы готовы что-то делать.

Но, как правило, за такими казаками нет людей - никто за ними не идет. Они своего рода одиночки, которые пытаются заработать на простодушном и наивном населении: обманывают стариков, детей, малоимущие семьи, тех, кто с легкостью готов поверить в любые небылицы. Главная цель таких лжеказаков - заработать. Зачастую любым путем.

- Радует, что у нас их не так много, в отличие, например, от Кубани: там таких генералов уйма. Их называют «кубаноиды». Они едут на Кубань заработать деньги: выступают в домах отдыха, поют, танцуют и берут за это деньги. Они заявляют о себе, что они бравые казаки, а когда начинается проверка и разбор, кто есть кто, то от их бравости ничего не остается. Настоящие казаки находят их, ловят, снимают с них погоны и предают суду чести. У нас на Вятке на Суде чести собираются старики и разбирают каждого такого ряженого. Совсем недавно у нас осудили одного «генерала»: так сказать, разжаловали, не признали в казачестве. Теперь благодаря местным новостным сайтам все знают, что у нас ходит такой мошенник.

Отличить настоящего казака от ряженого на первый взгляд невозможно. Разница будет видна лишь на деле.

КАК СТАТЬ НАСТОЯЩИМ КАЗАКОМ?

Сегодня носить звание казака может каждый. По крайней мере, шанс есть у всех. Чтобы стать казаком, надо прийти к атаману, в казачий совет или в штаб и написать заявление о своем желании.

- После этого человек становится кандидатом в казаки. Мы смотрим на него, что он делает, что умеет, как проявляет себя. Все это время мы оцениваем, как себя ведет кандидат. После чего, если его кандидатура одобряется, его ждет торжественное, официальное посвящение в казаки. Он должен будет дать присягу в храме. Но такой процесс подходит лишь для тех, у кого в роду еще не было казаков - после присяги кандидат становится приписным казаком. Ежели у человека в роду были казаки, то он с рождения уже является казаком.

- На посвящении кандидат читает присягу, Евангелие. И ему выдается официальная бумага - теперь он полноправный казак. Его приглашают на круги, но есть небольшое условие: у приписного казака нет решающего слова на круге - оно невесомое. Вот его потомки, будучи потомственными казаками, будут иметь решающее слово.

СПРАВКА КП

«Казаки» с тюркского языка означает «вольные люди». И на Вятке вольные люди появились во времена новгородских ушкуйников, в XII веке.

Когда новгородские ушкуйники приехали и основали город Хлынов, а также Вятскую вечевую республику, они никому не подчинялись. И сюда, чтобы поумерить пыл казаков, было послано московское войско. Но полностью разбить вольный народ не удалось: часть казаков ушла по реке Вятке, другая расселилась по низовью Дона и Волги - влились в донское казачество. Одни ушли на Урал, а другие на реку Юрту.

*Терское казачье войско - третье по старшинству в казачьих войсках с 1577 года, когда терские казаки впервые действовали под царскими знаменами. Штаб терского казачьего войска первоначально располагался в городе Владикавказе, а затем в Ставрополе.

 
Читайте также