Премия Рунета-2020
Киров
+5°
Boom metrics
Интересное15 марта 2018 12:42

«Наращивайте объемы производства, приносите прибыль, а с другой стороны – выживайте, как знаете»

Председатель Общественной наблюдательной комиссии Михаил Кузьминых рассказал, какова обстановка в исправительных учреждениях Кировской области в части трудоустройства осужденных
Анна ВОЛКОНСКАЯ
Председатель Общественной наблюдательной комиссии Михаил Кузьминых. Фото: Александр ЧАРУШИН

Председатель Общественной наблюдательной комиссии Михаил Кузьминых. Фото: Александр ЧАРУШИН

- В СМИ появилось сообщение об итогах проверки Счетной палатой России Федеральной службы исполнения наказаний. Обнародованы, в частности, данные о недостатках использования труда осужденных. Известно ли вам, как обстоят дела в этой части на территории Кировской области?

- За свою жизнь мне пришлось поработать в разных сферах народного хозяйства. При осуществлении общественного контроля условий содержания в учреждениях, подведомственных Управлению ФСИН по Кировской области, я постоянно изучаю вопрос использования труда осужденных, получаю консультации по данному направлению у руководителей и специалистов управления. Безработица, если можно так выразиться, является настоящим бичом пенитенциарной системы России. Укрепив в положительном смысле это звено, можно вытянуть всю цепь многочисленных проблем системы исполнения уголовных наказаний.

В отчете Счетной палаты о результатах аудита ФСИН России сказано, что 60% трудоспособных осужденных в колониях не привлекаются к труду. Число работающих осужденных, по утверждению аудиторов, имеет тенденцию к неуклонному уменьшению. В 2016 году по стране в оплачиваемой работе были задействованы всего 37,6 процента трудоспособных осужденных. По сравнению с 2014 годом данный показатель сократился на 15,8%. Объем товаров, произведенных осужденными, сократился на 1,4 миллиарда рублей.

При чтении отчета создается впечатление, что его авторы корень зла видят в неудовлетворительной организации деятельности пенитенциарной системы. А раз так, то достаточно набрать гениальных менеджеров и проблемы занятости осужденных, производительность их труда, заработная плата, валовый выход продукции, товаров и услуг уголовно-исполнительной системы увеличатся. Думать так – значит быть примитивным дилетантом.

Действительно, в конце 1980-х годов Министерство внутренних СССР за счет предприятий исправительно-трудовых учреждений, объединенных двумя мощными главными управлениями, находилось на 5-м месте по объему производства из 48 министерств, существовавших в Советском Союзе на тот период. До реформ 90-х годов уголовно-исполнительная система полностью себя окупала, более того – приносила прибыль. Производственная деятельность осужденных рассматривалась как существенная часть экономики страны, призванная решать задачи обеспечения народного хозяйства определенными видами продукции и выполнения работ. В самом названии «исправительно-трудовые колонии» уже была заявлена цель деятельности этих учреждений. Существовала плановая кооперация между крупнейшими предприятиями страны и колониями. Попутно решались и социальные задачи – обеспечивалась полная занятость трудоспособных осужденных, они зарабатывали деньги, погашали исковые требования, выплачивали алименты.

Высокая мобильность и безотказность рабочей силы позволяла в кратчайшие сроки сконцентрировать огромные ресурсы для решения глобальных задач государства. Все более или менее известные «великие стройки социализма» осуществлены благодаря решающему либо существенному участию уголовно-исполнительной системы, которую сегодня обобщенно обозначают как ГУЛАГ.

Результаты реформирования системы привели к другой крайности. Производство товаров, выполнение работ и оказание услуг более не является целью производственной деятельности учреждений ФСИН. В качестве такой цели рассматривается так называемая трудовая адаптация осужденных, осуществляемая, по определению, за счет средств государственного бюджета.

Без государственных заказов обеспечение полной занятости осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, невозможно. В то же время, доля госзаказа исправительным учреждениям неуклонно падает. Применительно к УФСИН России по Кировской области правительство выполняет возложенную на него законом Российской Федерации «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы» обязанность по созданию условий, обеспечивающих привлечение осужденных к труду, лишь на 20 %. Попросту говоря, государство обеспечивает работой из числа трудоустроенных лишь 20% осужденных. Именно такова доля государственных заказов. Еще 10% трудоустроено усилиями администрации мест лишения свободы. Получается так, что при отсутствии государственных заказов учреждениям, чтобы выполнять задачу привлечения к труду приходится действовать в конкурентной среде. Таким образом, в головах лиц, принимающих решения, а вместе с ними – и экспертов, присутствует некий когнитивный диссонанс. С одной стороны - наращивайте объемы производства, приносите прибыль, а с другой – выживайте, как знаете в условиях конкурентной среды.

Однако учреждения УИС по статусу являются федеральными казенными: финансовое обеспечение осуществляется за счет средств бюджета РФ. Сам статус казенного учреждения предполагает заведомо неравные условия: нет права лизинга, кредитования, существуют ограничения в порядке приобретения товаров и услуг и т.д. К тому же учреждения исключены из рынка труда, поскольку лишены возможности выбирать себе работников. В этих обстоятельствах, контрагент, заключая договор с учреждением на производство работ или оказание услуг, навязывает свои условия, берет, что называется, за горло. Никуда, мол, ты не денешься, скажи спасибо, что я к тебе пришел.

Функционеры Управления ФСИН России по Кировской области и подведомственных ему учреждений, предпринимают, по моим ощущениям, непрестанные усилия по расширению производственной деятельности,

пытаются, что называется, залезать в этом смысле в каждую щель. Какие-то положительные результаты, судя по динамике статистических данных, эти усилия приносят.

- Приведите примеры

Здесь четвертый год удается наращивать объемы производства. Так, в 2017 году по сравнению с 2016 годом выпуск товаров, работ и услуг увеличился на 19%.Увеличены выпуск продуктов питания, производство лесопродукции, объем услуг по изготовлению швейных изделий. Безусловным лидером роста явилась исправительная колония № 6, которая в 2017 году увеличила объемы производства на 24 млн. рублей и обеспечила занятость 75% осужденных. Однако в целом по Управлению вывод осужденных на оплачиваемые работы в 2017 году составил всего 46% от их среднесписочной численности.

- А какова ситуация в других государствах?

- Есть другой путь, который реализуется США, КНР, Соединенным Королевством. Использовать ситуацию с отбыванием людьми наказания в местах лишения свободы как часть экономического механизма страны, резерв пополнения бюджета и способ восстановления социальной справедливости, нарушенной фактом совершения преступления. Для этого необходимо обеспечить полную занятость трудоспособных осужденных. Вопрос перевода исправительных учреждений с казенных на чисто коммерческие рельсы сегодня не подлежит серьезному обсуждению. К тому же, это ситуацию окончательно загонит в тупик – учреждения ФСИН не при каких обстоятельствах не выдержат конкурентную гонку. Далее – распад системы по полной программе.

Следовательно, остается то, с чего мы начали разговор – обеспечение приемлемого для полной занятости осужденных государственного и муниципального заказа. На этом пути, помимо косности государственной машины, стоит мощное сопротивление криминального лобби. И без политической воли здесь не обойтись.

- А как обстоит дело с трудовой адаптацией осужденных?

Для разговора об этом в серьезном ключе необходимо новое оборудование, иначе человек по выходу на свободу не найдет применения своим навыкам. Это как если бы в современной автошколе учили эксплуатации автомобиля, двигатель которого работает на дровах, как это было на лесоповалах в 1930-х годах. Пока же в колониях наблюдается малопроизводительное устаревшее оборудование, много ручного труда. Низкая производительность труда осужденных снижает их мотивацию к труду. Как ни странно это прозвучит – подобное положение дел всех устраивает.

Модернизация оборудования, переход на высокотехнологичные производства, повышение производительности труда приведет к еще большей безработице спецконтингента. При существующем положении вещей функционеры УИС из всех зол просто обречены выбирать меньшее. Чем ниже производительность труда, тем выше трудозанятость осужденных. Чем больше занятость осужденных, тем легче выполнить задачу обеспечения порядка отбывания наказаний. Кто же себе враг?

Привести весь комплекс противоречий, связанных с исполнением наказаний в местах лишения свободы, к некоему балансу – задача не для средних умов. По моему ощущению, запрос общества на наличие таких умов государством пока не услышан, поэтому появление героя в обозримом будущем на этом поприще не предвидится.

- Издание «Коммерсантъ Нижний Новгород» в материале «Производство по понятиям» от 6 февраля 2018 года опубликовало утверждение некоего эксперта фонда «В защиту прав заключенных» Петра Курьянова, который заявил следующее: «В Кировской области из-за особенностей расположения колоний нарушения труда в основном происходят на лесозаготовках, осужденные работают за минимальную плату, это почти бесплатный рабский труд». Какова ваша позиция?

- Ныне много развелось невежд, которые с легкой руки ангажированных определенными кругами средств массовой информации подаются в качестве «экспертов». Напялив на себя маски «правозащитников», «экспертов», эта публика с легкостью рассуждает на любые темы, раскидывает хлесткие заявления о «рабском труде», «пытках» в местах лишения свободы и тому подобную чернуху. Словом, говорят то, что от них ожидают заказчики. Общество и лица, принимающие решения, тем самым вводятся в заблуждение. Это весьма не безобидное явление. В ОНК Кировской области такие персонажи также водятся.

С Петром Курьяновым я немного знаком. Отдавая должное способностям Петра Александровича, скажу, что он ничего не знает и по определению не может знать о положении дел в учреждениях исполнения наказаний на территории Кировской области. Информацию он может черпать лишь из агентства «Одна баба сказала». К тому же, мало обладать информацией, надо иметь навыки делать из них правильные выводы, что дается соответствующим образованием и опытом работы. Ничего подобного у доморощенных «экспертов» и в помине нет.

- Петр Курьянов полагает, что объемы работ в учреждениях ФСИН огромные и «осужденных просто-напросто перегружают», и «многие из них физически не справляются с планом выработки». С этим утверждением Вы согласны?

- Трудно судить, что в данном контексте подразумевается под «объемами работ». Выше мы говорили как раз о недостаточности заказов для производства работ. Что касается «перегрузок», «планов выработки», то здесь есть предмет для размышлений. Институт нормирования труда был и остается ахиллесовой пятой советского, а затем российского трудового законодательства. Никакой научной основы для установления норм труда никогда не было, как нет и сегодня. Трудовой кодекс Российской Федерации содержит на этот счет специальную главу, которая так и называется «Нормирование труда». Однако кроме пустых деклараций вы там ничего не найдете. Применить положения ТК в этой части к организации труда осужденных ни в коей мере не получится. При «вольном» труде и массовом производстве однородные операции можно привести хоть к какому-то общему знаменателю. При использовании труда осужденных это, что называется, не канает – здесь вмешивается такое количество разнородных факторов, что учесть их попросту не представляется возможным. Разве что разрабатывать норму труда по каждой трудовой операции для каждого осужденного индивидуально и довести, таким образом, дело до абсурда.

Насколько я осведомлен, службы организации труда управлений ФСИН в регионах не заморачиваются хронометражом рабочего времени и прочими химерами, не применимыми к условиям производства в колониях. Это бессмысленное занятие.

Приходится ориентироваться на аналогичные производства в гражданском секторе. Таким образом, осужденный на своей швейной машинке должен «выгонять» норму, установленную «на воле» для профессиональной швеи высокой квалификации. Формально правильно, а по сути издевательство, как говорил вождь мирового пролетариата. Это вопиющая несправедливость. Но этические понятия не применимы к холодным требованиям норм права и жестоким условиям конкурентного рынка. Снизить норму труда - значит автоматически повысить заработную плату и увеличить себестоимость произведенной продукции. Комментарии здесь излишни. Исправительные колонии, при множестве законодательных ограничений на стартовой позиции, на финише вынуждены играть на равных с теми, кто на старте по определению имел фору. Расплачиваются за такое положение дел осужденные – повышенной интенсивностью труда и низкой заработной платой. Завышенные нормы труда влекут за собой ситуацию, при которой, например, швеи, чтобы выполнить норму труда, остаются работать сверхурочно, либо выходят на работу в свои выходные дни, если это не возбраняется правилами внутреннего распорядка. Регламентация условно-досрочного освобождения и других льгот для осуждённых требует хорошей характеристики, положительного заключения администрации колонии, чего не получишь, не выполняя норм труда. Можете назвать это «рабским трудом», «системой выжимания пота» или как-то ещё – это не более чем эмоции. А руководствоваться эмоциями при организации исполнения наказаний, значит подвергать систему, которая настраивалась столетиями, риску разбалансировки.

Минимизировать вредные последствия существующего положения вещей возможно лишь на путях увеличения государственного заказа исправительным учреждениям на производство товаров, выполнение работ и оказание услуг. Разумеется, под эту задачу необходимо соответствующим образом актуализировать законодательство с точки зрения отхода от стереотипов, преодоления инерции и лени. Не вредно вернуться к рассмотрению некоторых деталей в этой части и советского опыта.