Премия Рунета-2020
Северный Кавказ
+14°
Boom metrics
Общество27 ноября 2017 12:38

Чудо на Эльбрусе: как спасатели вытащили из беды 5 тысяч человек

«Комсомолка» рассказывает об уникальном горно-спасательном отряде
«Эльбрус» провел 2063 спецоперации и спас 5621 туриста и альпиниста.

«Эльбрус» провел 2063 спецоперации и спас 5621 туриста и альпиниста.

“МЫ НАШЛИ ЕГО ЖИВОГО НА ГЛУБИНЕ 40 МЕТРОВ»

На экстремальных высотах свыше 5 тысяч метров, в любых погодных условиях, при нулевой видимости работают сотрудники Эльбрусского высокогорного поисково-спасательного отряда (ЭВПСО) МЧС России. Из 72 спасателей четверо — меджународного класса, 34 — первого, еще двое удостоены почетного звания «Заслуженный спасатель России». В прошлом году сам отряд стал лучшим поисково-спасательным отрядом страны.

ЭВПСО был сформирован в 1992 году, став первым и единственным высокогорным спасательным подразделением в России. С тех пор «Эльбрус» провел 2063 спецоперации и спас 5621 туриста и альпиниста. Несмотря на профессионализм и готовность рисковать жизнью, вытащить из передряг удалось не всех. В этом году на Эльбрусе погибли 29 человек, в их числе ребенок. Еще четверых до сих пор не нашли.

- Зимой легче искать - снега много, сразу видно, где проходила группа, в каком месте могла сойти с маршрута, а в теплое время года и туристов больше, и опасностей. Множество трещин в ледниках, люди идут по ним, как по минному полю, - рассказывает Альберт Хаджиев, заместитель начальника отряда по поисково-спасательной работе.

Альберт работает в отряде 25 лет. За его плечами более 340 спасательных операций. На вопрос о количестве спасенных скромно отмалчивается, но потом добавляет:

- За столько лет никто не помнит, сколько их было. Там — человека, там — целую группу и так день за днем. Да и неважно, сколько. Главное, что спас сколько мог.

Больше всего радости Альберту приносили ситуации, казавшиеся безнадежными, но закончившиеся спасением людей.

- Был случай: погодные условия невозможные, нас поднимают на канатке, вокруг метель. Видимость — метр, а человек медленно замерзает в трещине. Идет время, ситуация становится критической, надежды почти нет, телефонной связи нет. И вдруг его телефон ловит сеть именно в тот момент, когда мы проезжаем над ним на ратраке. Он звонит, и мы находим его на глубине 40 метров! Это было двойное чудо: выжить после падения на такую глубину, а потом еще обнаружить в кармане работающий телефон.

Спуск пострадавшего - тяжелая работа.

Спуск пострадавшего - тяжелая работа.

КАК В ФИЛЬМЕ «ПЕРЕВАЛ ДЯТЛОВА»

В августе и сентябре этого года Эльбрусский район серьезно пострадал от схода селевых потоков. «Эльбрус» в это время работал днем и ночью.

- Башкаринское озеро и ледник прорвало, сошел такой мощный сель, что несколько участков дороги смыло, - вспоминает Альберт. - Более семи с половиной тысяч человек были отрезаны от цивилизации. Местных жителей, туристов и пострадавших мы отвозили на вертолетах, сели разгребали почти две недели. Было очень сложно, у нас многие спасатели все это время нормально не отдыхали. Меньше четырех часов сна, и снова возвращаться к работе.

- Десять дней пришлось работать в чрезвычайном режиме, - подхватывает начальник отряда Абдуллах Гулиев. - В первую ночь сель унес вагончик сторожа альпбазы "Джантуган" и два автомобиля. Наши спасатели искали троих пропавших без вести и координировали работу волонтеров. Найти удалось всех. Последним обнаружили тело главы администрации поселка Эльбрус Муссы Джаппуева.

К постоянным рискам для жизни и тяжелым условиям работы в отряде привыкли. Единственное, с чем трудно свыкнутся, - это со зрелищем смерти.

- Это самая тяжелая и трудная часть нашей работы. Сначала люди боятся подойти, коснуться тела, потом привыкают. Нужно реагировать быстро, сразу проверить пульс и оценить состояние. Но со временем начинаешь относиться ко всему спокойнее, иначе никак. Иногда поднимаешься на склон, видишь темные точки в снегу. Молодые надеются, что валуны, но мы-то знаем, что их здесь не может быть. Подходим — группа из четырех людей, палатки изодранные, выглядит это, как в фильме «Перевал Дятлова».

Самое тяжелое для любого спасателя - это общение с родными и близкими погибших.

- Нередко случаются истерики, люди готовы обвинять в бедах нас за то, что «не отговорили», «не предупредили» и «не спасли», - продолжает Альберт. - Поэтому на базе отряда работает специальная группа врачей и психологов. Их своевременная помощь нередко требуется и самим спасателям. Кроме того, постоянно проводятся психологические тренинги и проверки, призванные защитить спасателей от эмоциональных перегрузок.

ЛЮДЕЙ ПОДВОДИТ СОБСТВЕННАЯ ХАЛАТНОСТЬ

Из 15 тысяч человек, ежегодно посещающих туристические маршруты Эльбруса, около 10% не регистрируют маршрут, хотя это бесплатно и отнимает немного времени: зарегистрироваться можно и по телефону, и через интернет.

- Благодаря этому мы можем полностью отследить маршрут и, если группа задерживается, немедленно начать поиски, - напоминает Хаджиев.

Другая проблема - наплевательское отношение людей к требованиям акклиматизации: между прибытием и восхождением, по мнению специалистов, должно пройти не менее недели.

- А есть и те, кто идет в горы, несмотря на плохие прогнозы погоды. Они выходят незадолго до бури, мы их предупреждаем, но остановить их не в наших силах. Люди всегда думают, что беда обойдет их стороной, что они чуть поспешат и успеют. Это становится причиной многих смертей, - вздыхает Хаджиев. - Есть и другие риски, например, недобросовестные гиды, плохо знающие маршрут и пренебрегающие правилами безопасности.

Но больше всего Альберта удивляют люди, вызывающие поисковый отряд по пустякам.

- Люди устали, хотят сократить обратный путь или пугаются сложности маршрута, и тогда просто звонят нам! В таких случаях мы отказываемся спускать группу — только пострадавшего, если он есть.