Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Общество16 октября 2017 22:00

В огонь шагают роботы

Уникальная техника МЧС показала свою боевую мощь [видео, фото]
Источник:kp.ru
Фото: Пресс-служба МЧС России

Фото: Пресс-служба МЧС России

Пожар на строительном рынке «Синдика», который тушили 9 и 10 октября, стал одним из самых крупных в столице за этот год. Выгорело 55 тысяч квадратов, из здания эвакуировали 3000 человек. И только благодаря слаженной работе спасателей и применению уникальной техники обошлось без жертв. В тушении, кроме традиционных машин и вертолетов, также принимали участие два робототехнических комплекса МЧС - «ЕЛЬ-10» и «ЛУФ-60». Обе машины управляются дистанционно, водителя в них нет. И тот и другой роботы применяются там, куда из-за риска люди просто не могут дойти.

- Была реальная угроза обрушения торгового центра, пожарным запретили входить внутрь. Поэтому руководство МЧС приняло решение использовать робототехнику, - рассказывает полковник Юрий Носач, замначальника отдела наземной робототехники научно- исследовательского института противопожарной обороны МЧС России. - После того как пожар был локализован с использованием авиации, подключились наши машины. Им нужно было произвести обследование внутри выгоревшего здания, найти очаги возгорания - их оказалось пять - и потушить пламя. Кстати, у нас на вооружении больше роботов, но в случае с «Синдикой» эти двое превосходно справились с задачей.

Двигаются роботы как на гусеницах, так и по рельсам, поэтому их можно использовать даже на железной дороге, в том числе и в метро. Главное отличие в размерах: «ЕЛЬ» - техника тяжелая, бронированная, в длину почти 7 метров, вес - 16 тонн. «ЛУФ» другой весовой категории, по сравнению с «ЕЛЬЮ» совсем малыш, масса - 2,5 тонны. Кроме того, старший брат имеет емкость для огнетушащего вещества: в него можно залить 4 тонны воды и 1 тонну пены. А младший работает только в паре с пожарной машиной или резервуаром.

1. «ЕЛЬ-10»: длина - 6,8 м, ширина - 2,5 м, высота - 2,9 м. Масса пустая - 16 тонн, полная - 21. 2. «ЛУФ-60»: длина - 2,3 м, ширина - 1,3 м, высота - 2 м, масса - 2,5 тонны. Огромная надстройка - вентилятор для продува задымленных помещений.

1. «ЕЛЬ-10»: длина - 6,8 м, ширина - 2,5 м, высота - 2,9 м. Масса пустая - 16 тонн, полная - 21. 2. «ЛУФ-60»: длина - 2,3 м, ширина - 1,3 м, высота - 2 м, масса - 2,5 тонны. Огромная надстройка - вентилятор для продува задымленных помещений.

Итак, в 8.06 сотрудники научного центра были на месте. Заправили «ЕЛЬ», и в 8.30 машина заехала внутрь. Оказалось, в помещении все еще горит склад с лакокрасочными изделиями и химикатами. Когда первые 5 тонн пенной воды закончились, к обоим роботам подсоединили пожарные рукава, и они двинулись вглубь на 100 - 120 метров.

- Оператор находился еще дальше, на безопасном расстоянии, - продолжает Юрий Носач. - Вообще радиус использовании наших машин - до 1,5 километра от установки с дистанционным управлением. Никакого рабочего места не надо: небольшой столик и сам пульт - черный чемоданчик с антенной. Открываешь - внутри монитор и кнопки. Изображение передается с шести камер по бокам робота. Наши машины работали до 17.30: тушили огонь и проливали конструкции, чтобы не было повторного возгорания. Этот этап в ликвидации ЧП был завершающим, после уже криминалисты принялись за расследование.

Уникальная дистанционно управляемая мобильная установка пожаротушения «ЛУФ-60». Фото: Пресс-служба МЧС России

Уникальная дистанционно управляемая мобильная установка пожаротушения «ЛУФ-60». Фото: Пресс-служба МЧС России

По словам полковника, девятичасовая операция прошла гладко, как по расписанию. Единственное, что осложняло ситуацию, - десятки арендаторов, которые пытались прорваться внутрь спасать свой товар.

- Хотя какой там товар, все выгорело в труху, - добавляет Носач. - Сам пожар обошелся без человеческих жертв, но в тот момент, если бы людям дали пройти, они могли появиться. Конструкции после нагрева охладились и угрожали рухнуть в любой момент. Поэтому решение руководства никого туда не пускать было единственно верным.

Сами роботы в полном порядке: прибыли на базу, где их отмыли от сажи, и готовы к дальнейшему применению. К слову, ЧП на рынке - не первая операция умных машин. Свое боевое крещение они прошли еще в 2009-м, когда в Москве горел газопровод. А вскоре роботы показали себя, участвуя в тушении страшных лесных пожаров-2010. С тех пор их используют регулярно, последний раз - в марте этого года в подмосковном Щелкове, где тушили склады с химикатами. Кстати, умница «ЕЛЬ» может не только ликвидировать возгорание, но и расчищать завалы, используя навесное оборудование. А кроме этих машин, в МЧС вот уже три года используют «КЕДР», также разработанный институтом. Эти чудо-помощники имеют двойную систему управления: помимо оператора, роботом также может управлять механик-водитель, находящийся в кабине.

Радиус использовании машин - до 1,5 километра от установки с дистанционным управлением. Фото: Пресс-служба МЧС России

Радиус использовании машин - до 1,5 километра от установки с дистанционным управлением. Фото: Пресс-служба МЧС России

- Опыт показал, что при тушении природных пожаров переброска машин занимает массу времени.

Так как их скорость всего 5 км/час, - отмечает Юрий Носач. - А в случае с «КЕДРОМ», когда машина в самом очаге отработала дистанционно, ее переводят в ручной режим, механик садится за рычаги и едет со скоростью 60 км/час.

Противопожарный роботизированный комплекс «ЕЛЬ-10» предназначен для работы в зоне повышенной опасности. Фото: Пресс-служба МЧС России

Противопожарный роботизированный комплекс «ЕЛЬ-10» предназначен для работы в зоне повышенной опасности. Фото: Пресс-служба МЧС России

На новом месте ЧП человек переводит машину в дистанционный режим, покидает ее, и техника самостоятельно тушит огонь. Еще одно отличие - «КЕДР» состоит из двух машин. Когда в одной заканчивается вода, другая может заехать, например, в озеро кормой и пополнить запасы. Вдвойне эффективно!

Юрий Носач координировал работу дистанционно управляемой техники.

Юрий Носач координировал работу дистанционно управляемой техники.

Разработкой новой техники для МЧС наши инженеры и конструкторы занимаются постоянно. Но берут не количеством, а качеством. Так, для первых «ЕЛЕЙ» использовались только наши мозги - инженерные расчеты, а вот детали приходилось заказывать за рубежом - в России на тот момент просто не было подходящих шасси. А сейчас наш институт может гордиться полным импортозамещением. Как подчеркивают конструкторы, все машины собираются из отечественных комплектущих - ничего импортного нам больше не надо.

Только цифры.

Только цифры.