Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
-3°
Boom metrics
Общество30 июня 2017 16:16

Коллаборационист или жертва репрессий: кем был знаменитый оперный певец Николай Печковский

На долю выдающегося тенора Мариинского театра выпало много тяжелых испытаний
Фото; архив Мариинского театра. Николай Печковский в роли Германа. Опера "Пиковая дама"

Фото; архив Мариинского театра. Николай Печковский в роли Германа. Опера "Пиковая дама"

В советское время не было принято много говорить о первых месяцах Великой Отечественной войны. Это и понятно: власти не хотели вспоминать о том, что в июне-августе 1941года наши войска отступали, враг стремительно продвигался вглубь страны. Уж через десять дней после начала войны немцы вошли на территорию Ленинградской области (правда, тогда в ее состав входили современные Псковская и Новгородская области). По оценкам петербургских историков, к середине сентября под оккупантами оказались примерно 550 тысяч человек. Среди них были те, кто согласился сотрудничать с «новым режимом». В том числе, и деятели культуры.

Пожалуй, самый известный из них – народный артист РСФСР певец Кировского (ныне Мариинского) театра Николай Печковский. Знаменитый артист, который был награжден орденом Ленина, на концертах которого присутствовали руководители страны, в том числе и сам Сталин.

Фото: архив Мариинского театра.. К 25-летию сценической деятельности артиста был выпущен красочный буклет

Фото: архив Мариинского театра.. К 25-летию сценической деятельности артиста был выпущен красочный буклет

«На оккупированной территории оказался вынужденно»

Со дня смерти Николая Печковского прошло более полувека. Однако историки, театроведы и музыковеды так и не пришли к единому мнению, кем же был знаменитый артист -коллаборационистом или одной из многих жертв сталинских репрессий: в 1946 году его осудили на десять лет, а после освобождения для певца фактически была закрыта дорога в ведущие театры страны.

В 1992 году были опубликованы мемуары Николая Печковского «Воспоминания оперного артиста». Однако о том, как он оказался на оккупированной территории, автор пишет очень скупо. В августе 1941 года, когда Кировский театр готовился к эвакуации в город Молотов (ныне Пермь), он ненадолго отпросился у дирекции, чтобы забрать находящуюся на даче в поселке Карташевская, примерно 60 километрах от Ленинграда, больную мать. В пять часов вечера он сошел с поезда, а в пять утра следующего дня в поселок внезапно ворвались немецкие войска.

Более подробно в книге «Прометей оперной сцены» об этом рассказывает музыкальный критик, исследователь творчества певца Герман Поплавский. По его словам, когда началась война, Николай Константинович Печковский организовал и возглавил фронтовые бригады, которые выступали на боевых кораблях и оборонных объектах. В Карташевскую артист отправился 19 августа, в день, когда из Ленинграда ушел первый эшелон с эвакуированными артистами театра.

В середине 1988 года редакция издательства «Советский композитор», где готовилась книга о Николае Печковском, сделала запрос в КГБ СССР. В полученном ответе, в частности, говорится, что «на временно оккупированной территории Печковский Н.К. оказался вынужденно…».

Но что интересно: ветеран КГБ-ФСБ Ким Голубков, который в пятидесятые годы занимался вопросами реабилитации жертв политических репрессий и был знаком с «материалами по Печковскому», утверждает, что артист уехал в Карташевскую не 19 августа, а 5 июля.

Сразу возникает вопрос: если отъезд, действительно, произошел 5 июля, почему дирекция театра и «компетентные органы» не озаботились причиной столь длительного отсутствия ведущего артиста?

Чтобы спастись от голодной смерти?

Теперь снова обратимся к воспоминаниям Николая Печковского. Певец пишет, что в последние месяцы 1941 года не имел средств к существованию, фактически голодал: «В декабре я первый раз дал концерт в соседней деревне за «натуру», то есть, за продукты». Но уже в январе его жизнь меняется. Он начинает регулярно выступать.

– Во время войны в поселке Сиверский, это недалеко от Карташевской, немцы создали разведшколу для подготовки шпионов и диверсантов с последующей заброской их в Ленинград, рассказывал корреспонденту «Комсомолки» Ким Голубков. - Среди слушателей был и некий боксер по фамилии Загоруйченко, который до войны знал Печковского. Они встретились, и боксер рассказал курсантам, что знаменитый певец находится в бедственном положении. Уже вскоре к артисту приехал руководитель школы, который привез ему повозку дров и хорошую продуктовую посылку. После чего Печковский и начал концертировать.

http://www.kp.ru/share/i/4/1321036/big.jpg?0.721280292931141

http://www.kp.ru/share/i/4/1321036/big.jpg?0.721280292931141

Здесь надо сделать небольшое отступление.

- В соответствии с расовой теорией Адольфа Гитлера почти все население СССР - это «унтерменшен» (недочеловеки), то есть, зараженные жидобольшевизмом варвары, - говорит член Международной ассоциации исторической психологии имени профессора В.И. Старцева Татьяна Минникова. – Гитлеровцы c ними так и обращались: грабежи, угоны в Германию, уничтожение целых деревень. Однако в руководстве Третьего рейха были и те, кто понимал: Германии выгодно располагать к себе людей, которых, как утверждала геббельсовская пропаганда, немецкий солдат «пришел освобождать от большевизма». А потому кое-где распускались колхозы, возобновлялись службы в храмах, разрешалось частное предпринимательство.

Но и это еще не все. При Имперском Министерстве народного просвещения и пропаганды существовала специальная структура под названием ВИНЕТА, которая была призвана нести «культуру в массы» на оккупированных территориях: издавала газеты, открывала театры, организовывала концерты. Вот с этой «конторой» и сотрудничал Николай Печковский. Как считают некоторые люди из окружения певца, для того, чтобы спастись от голодной смерти.

Генерал Власов аплодировал

В Ленинградской области ВИНЕТА действовала очень энергично. Были открыты два театра – в Гатчине и Кингисеппе. В Гатчине «культурой» занимался отдел пропаганды 18-й немецкой армии. Артистов набирали главным образом из числа военнопленных, а также участников местной художественной самодеятельности: в основном, это были девушки.

На сцене гатчинского театра ставились различные спектакли, включая пьесы Антона Павловича Чехова. Создавались и так называемые фронтовые бригады: артисты выезжали на линию фронта, выступали перед немецкими солдатами и офицерами, а также через громкоговорители вели «пропагандистскую работу» среди воинов Красной Армии.

Более того, в Гатчине был открыт музыкальный салон, где отдыхали, праздновали успехи на фронтах представители оккупационных властей, в том числе, и чины СС.

Сотрудничая с ВИНЕТОЙ, Печковский получил возможность гастролировать. Он выступал в Гатчине, Луге, Пскове, Порхове, где его слушателями были и местные жители, и немцы, а также в Нарве, Таллине, Риге, Праге, Вене. В Пскове на одном из концертов присутствовал печально известный генерал Андрей Власов, будущий глава Русской освободительной армии.

- Генерал был в восторге от выступления певца, аплодировал, публично выразил удовлетворение тем обстоятекльством, что столь талантливый человек включился в борьбу с «жидобольшевизмом», - говорит доктор исторических наук, профессор Борис Ковалев, который тщательно изучал коллаборационизм.

А вот цитата из интервью певца коллаборационистской газете «Речь»:

- Я рад служить своему народу и его освободителям германским воинам.

- На концертах Печковский не пел здравницы фюреру, он исполнял произведения русской и европейской классики, - говорит профессор. – Но при нем был конферансье, который вел «разъяснительную работу» со слушателями. При этом певец получал от немцев очень высокие гонорары.

Продолжал петь и в лагерях

Осенью 1944 года Николай Печковский находился в Риге. 13 октября столица Латвии была освобождена, а 15 певец явился в Управлениt контрразведки 3-го Прибалтийского фронта, где, как утверждает Герман Поплавский, заявил: «Я народный артист Печковский, хочу вернуться на Родину, так как в оккупации оказался случайно» Через неделю он вылетел в Москву, где тут же был арестован и вскоре оказался в ГУЛАГЕ.

Здесь возникает вопрос: а для чего певец решил вернуться? Неужели он не понимал, что его может ожидать на Родине? Знаменитый артист вполне мог уехать в какую-либо из западноевропейских стран, где бы существовал безбедно.

- Николай Печковский – это обласканный славой баловень судьбы, - говорит Борис Ковалев. – И он не всегда был способен просчитывать последствия своих поступков.

Возможно, певец опасался, что наши союзники по антигитлеровской коалиции, которые тогда старались идти навстречу пожеланиям Иосифа Сталина, выдадут его советским властям. И предпочел явиться сам.

При этом жизнь артиста в лагерях не была такой трудной, как у других узников. Его любили, ему помогали и начальники, и заключенные. Большую часть срока он занимался своим делом: пел, ставил спектакли в лагерных театрах, руководил самодеятельностью. «Моя лагерная жизнь, скорее, напоминала ссылку, так как я пользовался всеми благами вольного гражданина», - пишет в мемуарах сам певец.

Правда, несколько месяцев были очень тяжелыми. Николай Константинович сидел в одиночной камере, без прогулок и без книг. Дело в том, что его могли освободить еще в 1948 году. Певец направил соответствующее письмо на имя очень влиятельного тогда партийного и государственного деятеля Андрея Жданова. Тот, вроде бы, воспринял «бумагу» благосклонно, но она попала в руки министру госбезопасности Виктору Абакумову, у которого с Печковским много лет назад произошел конфликт. Острый на язык, не отличавшийся, по мнению ныне уже покойного режиссера и сценариста Александра Белинского, большой деликатностью певец сказал будущему министру что-то очень нелицеприятное. В результате вместо освобождения – ужесточение режима.

В Кировский театр не пускали

Николай Печковский вышел на свободу в сентябре 1954 года. Его амнистировали, а затем реабилитировали. Артист возвратился в Ленинград, гастролировал по городам СССР, но в родной Кировский театр вернуться ему не дали. Как и не разрешали выступать в самых престижных залах страны. Даже несмотря на рекомендацию Министерства культуры СССР. Говорят, этому воспротивился известный деятель Фрол Козлов, который в середине пятидесятых годов занимал должность первого секретаря Ленинградского обкома партии.

В последние годы жизни главным местом работы выдающегося артиста был Дом культуры имени Цюрупы, что на Обводном канале. Николай Константинович ставил там оперы и музыкальные спектакли, занимался с молодыми певцами.

6 мая 1966 года уже тяжелобольной певец наконец выступил в Ленинградской филармонии, на сцене Малого зала. Как утверждает Герман Поплавский, это стало возможным после вмешательства главы советского правительства Алексея Косыгина. Концерт прошел с огромным успехом.

Певец скончался 24 ноября 1966 года. На церемонию прощания и отпевание в Никольском соборе собралась огромная толпа народа. Однако ни центральная, ни ленинградская пресса никак не откликнулись на кончину знаменитого артиста, человека с трудной и противоречивой судьбой.

Врезки

Жена умерла, сына расстреляли

После того, как певец оказался на оккупированной территории, была арестована его жена Таисия Александровна. Поздней осенью 1942 года она скончалась в Рыбинске от дизентерии.

Долгое время оставалась неизвестной судьба приемного сына артиста Михаила. Лишь в 1995 году удалось выяснить, что в 1942 году красноармейца Балтийского флотского экипажа обвинили в попытке перейти линию фронта, чтобы оказаться рядом с отцом в Карташевской. Михаил был расстрелян.

Изменника Родины казнить!

Еще в 1941 году действовавшие в Ленинградской области партизаны получили задание казнить «изменника Родины» Печковского. Однако задание выполнено не было. Более того, в 1943 году партизаны предлагали певцу организовать его переход на советскую территорию. Как говорится в уже цитируемом письме, которое издательство «Советский композитор» получило из КГБ СССР, «Печковский Н.К. принял предложение, но осуществить это ему не удалось по независящим от него причинам».

«Ленинградский выборный марш»

А почему Николай Печковский обратился с прошением именно к Андрею Жданову? Ответ прост. Перед войной певец исполнял «Ленинградский выборный марш», где есть такие строки:

«От полюса до Дагестана Родные для нас имена: Калинин, Литвинов и Жданов - Их знает и любит страна».