Премия Рунета-2020
Киров
+5°
Boom metrics
Звезды17 марта 2017 18:21

В провинции чувствуют настоящее искусство

В Кирове с концертом побывал русский национальный балет «Кострома»
Фото: Владимир НИКОЛАЕНКО

Фото: Владимир НИКОЛАЕНКО

Как известно, мужчина необразованный скучен, не интересен и мужчина никогда на него не обратит внимание. Поэтому в программе «Мужские забавы» на радио «Комсомольская правда в Кирове» Борис Файбышенко речь идет о других мужчинах. Но еще никогда в этой программе так много не говорили об искусстве. А все потому, что гостями «Мужских забав» стали основатели и руководители русского национального балета «Кострома» заслуженный работник культуры РФ Елена Царенко и заслуженный деятель искусств РФ Юрий Царенко.

- Для начала давайте на минутку вернемся в детство. Всегда интересен вопрос мотивации. Почему маленькая девочка Лена решила ходить на народные танцы? А для мальчика это и вовсе необычно. Это же не футбол-хоккей, не бокс и не борьба.

Е.Ц.: - На самом деле, это дело случая. Маленькая девочка Лена ходила со скрипочкой в музыкальную школу города Абакана, а на втором этаже этого же здания был самодеятельный кружок. Самодеятельность в то время была очень мощная, там занималось множество заводчан. Были хор, балет. Как-то раз я случайно забрела туда со своей скрипочкой. И мне очень понравилось! Там работал балетмейстер Монахов, он мне сказал: «Ну что стоишь? Давай, заходи!» Мне было уже 14, по современным меркам для балета очень поздно.

Когда я решила поступать в музыкальное училище, передо мной встал выбор: на музыкальное отделение по классу скрипки или на отделение хореографии. И сделала выбор в пользу хореографии.

Ю.Ц.: - Да тоже дело случая. Я в детстве занимался и футболом, и боксом, причем очень удачно. Впрочем, оговорюсь: не всегда удачно. Как-то на соревнованиях я уверенно победил соперника, а после соревнований за углом меня поджидали его многочисленные друзья и... отыгрались за своего товарища.

Я вырос на Украине, город Кривой Рог. Дома пионеров тогда же были во всех районах. Меня как-то попросили спеть частушки на концерте. Это был, так сказать, первый творческий опыт, не имевший к хореографии, конечно же, никакого отношения. Но постепенно увлекся именно танцами.

- А как вы решили, что танцы станут вашей профессией и что сказали по этому поводу родители?

Ю.Ц.: - Для семьи это стало даже маленькой трагедией. Вся наша большая семья готовила меня в военное училище. Равняться было на кого: в роду у нас два генерала. Все уже было расписано: где буду учиться, где потом служить. Но после окончания восьми классов я, подделав подпись мамы, забрал документы из школы и отвез их в Днепропетровское театральное училище, хореографическое отделение которого было знаменито на весь Советский Союз. И лишь когда поступил, рассказал обо всем родителям. Мама, сама в свое время мечтавшая стать актрисой, смирилась быстро.

- Как говорится, в семье не без танцора... А как получилось что вы оба оказались в Костроме?

Ю.Ц.: - После окончания училища меня в качестве танцовщика пригласили работать в театр Днепродзержинска. Этот город — родина Леонида Ильича Брежнева, и там к XXVI съезду партии построили отличный театр. Интересно, что дом, в котором жили артисты театра, находился на улице Костромской. Можно сказать, судьба. А в саму Кострому я попал, когда меня призвали служить в армию. К концу службы я был уже художественным руководителем Дворца культуры «Патриот» ракетных войск стратегического назначения. А после службы остался в Костроме в системе профтехобразования.

Е.Ц.: - А я работала в этой же системе, но в Красноярске.

Ю.Ц.: - Встретились же мы в Курске на конкурсе ансамблей профтехобразования всего Советского Союза.

Е.Ц.: Я была замужем. Юра приехал за мной в Красноярск, практически выкрал меня в одном платье. Просто детективная история: меня искали, нас прятали в багажном отделении.

- Ваш ансамбль образовался в 1991 году. Год переломный: распался Советский Союз. Тогда многие просто не знали как жить дальше, а вы неожиданно решили создать коллектив. Как это?

Ю.Ц.: Как и все тогда, мы немного занимались бизнесом. Причем, довольно удачно. Как-то нам позвонил наш хороший знакомый Владимир Захаров: «Ребята, я создал кооператив «Гжель». Приезжайте, премьера состоится в концертном зале «Россия». Мы поехали и увидели это чудо... Как только закрылся занавес, Лена взяла меня за руку и сказала: «Юра, все, мы будем делать свой коллектив».

Е.Ц.: Я была просто потрясена тем, что сделал Владимир Михайлович. Он был очень талантливый человек!

И вот мы собрали небольшой коллектив, на свои деньги снимали зал, сделали костюмы. Собралась комиссия, посмотрела и вынесла вердикт: «Нет, нам такого не надо, у нас куча самодеятельных коллективов». Наши друзья нам посоветовали: открывайте частный театр. И никто вам ничего не скажет. Главное же было найти деньги. Я даже не знаю как мы попали на прием к директору фанерного комбината. Он посмотрел кассету с номерами, которую мы принесли, и... выделил нам 700 тысяч.

Людей в коллектив собирали где могли. И премьера первой программы «Волжские зарисовки» состоялась в 1992 году. Конечно, было сложно...

- Но стартовать мало. Как вам удалось вывести коллектив на такой уровень? Вы же весь мир объездили!

Е.Ц.: Мы всегда чувствовали ответственность перед делом, которым занимаемся. Наша большая удача, что мы когда-то встретили «своего» композитора. Тандем Юры и Владимира Корнева был просто удивительным! За 13 лет совместной работы мы наработали просто огромный багаж. Мы работали с потрясающими режиссерами. Например, с Алексеем Карнизовым. Ту наше программу 1999 года назвали «прорывом в новое тысячелетие». Нам очень повезло, что мы встретили этих потрясающих людей.

- Помимо того, что потрясающе талантливы, есть два фактора, которые очень помогают вам. Во-первых, вам удалось «попасть» в областной бюджет. А во-вторых, вам удалось открыть при коллетиве колледж, который подпитывает вас кадрами.

Е.Ц.: Абсолютно точно. Но «входили в бюджет» мы очень сложно. Ансамбль наш называется «Кострома», он конечно же прославляет область. А по мере развития коллектива, отзывов приходило все больше и на нас обратили внимание. В конце концов, губернатор и депутаты решили нас поддержать. Сейчас 70% необходимых для существования коллектива средств мы зарабатываем сами, а 30% нам финансирует бюджет.

А в колледже прошли уже четыре выпуска. 80% выпускников остаются у нас работать.

- Ваши дети пошли по вашим стопам?

Е.Ц.: - По большому счету, выбора у них не было. Маша больше организатор, она заведует колледжем. Иван танцует. И хотя и ворчит иногда «это вы меня заставили», но очень любит балет.

- 12 лет подряд у вас есть гастроли в Москве. Как ходят на вас жители столицы?

Ю.Ц.: У каждого времени есть свое прочтение искусства. Есть вечные ценности, которые не меняются: любовь, красота и т. д. Я ставлю перед собой такую задачу: чтобы зритель музыку увидел, а движения услышал.

Е.Ц.: Мы получаем очень много откликов. Вот и в Кирове на концерте было очень много молодежи. Они потрясающе принимают программу, потому что генетическая память живет. Им нужны эти чувства! А искусство только тогда является таковым, когда оно трогает души людей.

- Вы много гастролируете по миру. Есть разница в восприятии вашего творчества нашего зрителя и заграничного?

Ю.Ц.: Я бы сказал, что нет. Нас тепло принимают везде. Потому что язык танцев — международный, перевод тут не нужен.

Е.Ц.: Есть национальные особенности выражения своих эмоций. Кто-то стучит ногами как в Новой Зеландии. Кто-то хлопает только в конце программы как в Японии. А кто-то реагирует на каждый нюанс как французы.

- Вы участвовали в открытии Олимпиады в Сочи, а в этом году там же в открытии Всемирных военно-спортивных игр.

Е.Ц.: Приглашение принять участие в открытии Олимпиады — большая честь. А военно-спортивные игры должны били открывать наши коллеги-александровцы. Но произошла трагедия. Конечно же, мы не могли отказаться. Отработали здорово. Если б вы слышали какие были аплодисменты! Режиссеры нам сказали: «Ребята, вы взорвали зал!» Приятно, конечно же.

- В Кирове много говорят о том, что может стать брендом нашего города. Вы сумели стать брендом Костромы. Как к вам относятся в этом городе: простые жители, руководители?

Е.Ц.: Сейчас отношение замечательное: есть и поддержка, и понимание. Но для этого пришлось немало поработать.

Ю.Ц.: Один из депутатов сказал недавно: «Уже который губернатор сменился, а балет «Кострома» как стоял на сцене, так и стоит.

- Перед концертом в Кирове произошел забавный случай. Жители Костромской области купили билеты на концерт в нашем городе. А когда их спросили «Почему?», сказали: «В Костроме на них билеты просто не достать». Как часто вы выступаете у себя дома?

Е.Ц.: В среднем — два раза в год. Есть еще различные благотворительные мероприятия.

- Когда вы приезжали в Киров в первый раз, народу на концерт пришло не очень много. Сейчас — аншлаг. Это говорит о том, что, во-первых, работает сарафанное радио, а во-вторых, в провинции ценят настоящее искусство.