Общество

О том, как легко навредить патриотическому воспитанию молодежи

Наш колумнист написал официальное обращение к директору Музея-заповедника "Московский Кремль" Елене Юрьевне Гагариной
" Третьяковка, Бородинка, Планетариум, Москвариум - достать групповые путевки в московские музеи это всегда нервотрепка, но все-таки умеренная. А вот Кремль нервотрепкой назвать уже нельзя. Кремль - это пытка."

" Третьяковка, Бородинка, Планетариум, Москвариум - достать групповые путевки в московские музеи это всегда нервотрепка, но все-таки умеренная. А вот Кремль нервотрепкой назвать уже нельзя. Кремль - это пытка."

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Уважаемый директор музея-заповедника "Московский кремль" Елена Юрьевна Гагарина. Хочу поделиться с Вами своими наблюдениями о том, как легко можно навредить патриотическому воспитанию молодежи. У моей жены есть маленький сезонный бизнес, который достался ей в наследство от моей мамы. В школьные каникулы она принимает в столице группы детей из регионов, организовывает для них туры, помогает еще больше полюбить свою Родину. Третьяковка, Бородинка, Планетариум, Москвариум - достать групповые путевки в московские музеи это всегда нервотрепка, но все-таки умеренная. А вот Кремль нервотрепкой назвать уже нельзя. Кремль - это пытка. Елена Юрьевна, Вы никогда не пробовали влезть в шкуру своих клиентов и организовать кремлевскую экскурсию для группы детей во время школьных каникул? Алмазный фонд, Оружейная палата, Царь-пушка, Царь-колокол, Благовещенский собор - стандартный набор. Нет? Ну, тогда я расскажу, как это происходит. Если, к примеру, Вам нужна групповая детская путевка в Алмазный фонд, Вам нужно прийти в Александровский сад в определенный день, а точнее ночь накануне. А еще лучше - вечер. И записаться в очередь. И до утра там стоять - желательно посменно с напарником, чтобы не уснуть и не замерзнуть. Один сторожит место в очереди, другой спит и греется в припаркованной где-нибудь рядом машине. Время от времени происходят переклички. Да, да - все как в разлохматые советские времена. Если соскучились по ушедшей натуре - она Вас ждет в самом сердце нашей родины. Значит ли это, что утром Вы получите путевку? Нет, не значит. Последний раз моя супруга с моей сестрой (я был в командировке) поочередно дежурили с семи вечера. В очереди они были девятыми. Утром путевок хватило только первым четырем счастливчикам. Как правило, это представители крупных туристических компаний, которые потом перепродают свои трофеи втридорога. Остальные плачут, истерят, умоляют "сделать что-нибудь" - безрезультатно. И это - типичная ситуация для тех дней, когда распределяются экскурсии на школьные каникулы. Да, Елена Юрьевна, я в курсе, что Алмазный фонд - это не Ваше хозяйство, он принадлежит Гохрану. Но билеты продаются именно в Вашем кассовом помещении, и люди не обязаны разбираться в тонкостях внутреннего административного расклада, для них Кремль - это просто Кремль. Все репутационные издержки все равно ложатся на Вас. Разве это не достаточная причина, чтобы отодвинуть в сторону формализм и совместными с Гохраном усилиями как-то решить эту проблему? Впрочем, еще совсем недавно, всего лишь год назад, точно такими же ночными дежурствами несчастные туроператоры добывали путевки в Оружейный фонд и на территорию Кремля. Потом руководство музея-заповедника решило освоить высокие технологии. Теперь "оружейка" и "территория" продается через интернет. Выглядит это очень романтично. В двенадцать часов по ночам сотни туроператоров сидят на сайте "Музеи Московского Кремля" и с периодичностью в 2 секунды жмут кнопку перезагрузки. Чтобы поймать тот счастливый момент, когда им выбросят 10-12-14 путевок на всю страну. Мы с супругой делаем это в четыре руки - и еще недавно нам удавалось зацепить хотя бы 1-2 путевки. Но то ли конкуренты берут уроки беглости пальцев, то ли крупные компании просто написали специальные программы, которые мгновенно слизывают все лоты, но только если раньше путевки раскупались за одну минуту, то теперь - в течение нескольких секунд. Хорошо, конечно, что больше не надо замерзать под стенами Кремля, но результат один и тот же - нулевой. Позиция музея в этой ситуации хорошо знакома любому советскому человеку: "Вас много, а Кремль один!" И я бы, может, даже согласился с этим аргументом, если бы не видел, как в городе Риме турагенты стоят на подступах к Ватикану и уговаривают всех желающих принять участие в экскурсии - только деньги плати. Ватикан тоже один, желающих туда попасть ничуть не меньше, но как-то люди все-таки справляются. Руководство музея-заповедника, отвечая на сопли и вопли туроператоров, ссылается на ограниченный контингент своих экскурсоводов. Типа штат укомплектован и в рядовые дни этого хватает. Да, каждые школьные каникулы превращаются в форс-мажор, но не нанимать же только ради нескольких недель лишних экскурсоводов. Чем они будут заниматься в остальное время года? Позиция ясна, но не удовлетворительна. При умелом менеджменте все проблемы можно решить. Почему бы не привлекать в школьные дни внештатных гидов из профильных агентств с хорошей репутацией? Обучите их и дайти часть времени на аутсорс. Что мешает? Ничего. Только позиция собаки на сене. Я еще могу понять эту аргументацию, когда речь идет о "алмазке" и "оружейке". Там есть фактор естественного предела проходимости: музеи маленькие, даже если группы пойдут сплошным потоком - на всех рабочего времени не хватит. Но почему тот же самый принцип распространяется на экскурсии по территории Кремля?! Почему хотя бы здесь не ослабить административные поводья? Не хотите привлекать сторонних гидов - разрешите группам жаждущих патриотического воспитания детей приходить со своими экскурсоводами. Любой, кто хоть раз бывал на патентованной экскурсии в Кремле, подтвердит - вся информация, которую выдает детям "правильный гид", укладывается в соответствующую статью Википедии. Что же происходит сейчас с теми группами, которым не досталось путевок? Они все равно идут в Кремль, но по обычным билетам. Эти билеты дают право только на проход и самостоятельный осмотр достопримечательностей. Любая открытая попытка "неправильных гидов" рассказать своим детям что-то про Царь-Пушку и Царь-Колокол жестко пресекается сотрудниками Кремля. Приходится партизанить. Либо вести экскурсию полушепотом, уворачиваясь от "сотрудников", либо вслух, но еще на подступах к Кутафьей башне и с пояснением: запоминайте, дети, заранее, за этой большой стеной нам с вами нормально пообщаться не дадут, потому что это место такое, там вам не тут. А дети из Ижевска, Кунгура, Котласа, Армавира, наивные дети, которые приехали в Москву в первый и может быть в последний раз - смотрят на красивые кремлевские башни и никак не могут понять одну простую вещь. Ведь это "сердце нашей Родины". По крайней мере, так им говорили в школе. Почему мы вынуждены туда пробираться через вранье? Почему нас тут встречают, как чужих? Почему нам мешают любить свою страну? Елена Юрьевна, я понимаю, что Кремль - это такое место, где обитают не только музеи, и, возможно, проблема возникла в результате чужих решений. Но уверен, что эта ситуация не безвыходная. Все барьеры можно преодолеть. Благодарю за внимание.

Мнения колумнистов могут не совпадать с позицией редакции.