Экономика

В Челябинске юристы и экономисты идут учиться на… швей

Город может стать вторым Иваново. Только бы не душили налогами и арендой!
На витринах - сплошной импорт!

На витринах - сплошной импорт!

Фото: Анатолий ЖДАНОВ

Челябинка Инна 15 лет назад сняла квартиру, купила четыре швейных машинки, наняла умелых тетушек и давала им выкройки из «Бурды». Одежду продавала в маленьком отделе. И пошло-поехало. Сейчас у нее большой отдел женской одежды в центре Челябинска. Снимает офис под цех. Купила себе и дочери по квартире в новом доме. И все это сделал одна, без дотаций от государства. Значит и так можно!

— Мы шьем деловую одежду на каждый день, бюджетный вариант, — рассказывает Инна. — Блузка в среднем стоит 1 тысячу, юбка чуть дороже. Ткани покупаем в Корее, там качество лучше китайского и не намного дороже. Если были бы местные ткани и фурнитура, покупали бы их. А в принципе, с десяток таких предприятий, как наше смогли бы составить сильную конкуренцию заграничному ширпотребу.

ЗАПЛАТИ АРЕНДУ И НАЛОГИ И …ЗАКРЫВАЙ ДЕЛО

А вот развиваться, расширяя производство, сложно.

— Владельцы крупных торговых комплексов ломят такую аренду, что львиная доля прибыли уходит на ее оплату, — продолжает Инна. — Никакой форы местному товаропроизводителю нет. А если еще налоги по-честному выплачивать, то на пропитание средств вообще не остается. Потому большинство предпринимателей работает «по-серому» и торгует дешевым китайским шмотьем, накручивая триста процентов.

Отдельная тема — кадры. Одно время к Инне шли «принцессы». И то им не так, и это. Ставили условие, как при работе с индивидуальным заказом. Но на поточном производстве расценки в десять раз меньше. Ведь шьешь по стандартным лекалам. И без примерок. «Принцесс» пришлось уволить. А подыскать грамотный квалифицированный трудолюбивый персонал было нелегко.

— Сложно, конечно, заниматься импортозамещением, но я иду вперед, — говорит бизнес-леди. — Потому что это мое любимое дело, потому что это то, что я умею хорошо делать. Если бы государство создавало для отечественного производителя «человечные» условия, экономика развивалась бы быстрее.

В магазинах отечественный товар - большая редкость.

В магазинах отечественный товар - большая редкость.

Фото: Анатолий ЖДАНОВ

И ЧТО БУДЕТ ДАЛЬШЕ?

Удельный вес легкой промышленности на Урале ничтожно мал. Примерно 0,3 % в общем объеме производства. Всю нишу занимают привозные товары. Однако санкции и скачки доллара заставили южноуральских производителей держать нос по ветру: импорт дорожает, пора браться за работу.

— Челябинск можно смело назвать вторым Иваново, — утверждает Анна Персидская, директор швейной фабрики «КРАССА». — У нас много небольших швейных производств.

Правда, пока они тонут в общей массе китайской и турецкой продукции. Местные производители никаких реальных льгот от властей не получают. А без льготных кредитных ставок налаживать производство в нынешних условиях тяжело: все ткани и фурнитуру швейные фабрики и ателье закупают за рубежом.

Спрос на специалистов превышает предложение.

— Во-первых, только два учебных заведения области готовят швей-конструторов, — объясняет Инга Пушкарева, директор челябинского техникума легкой и текстильной промышленности. — Во-вторых, некоторые предпочитают работать на себя, ведь на производстве много не заработаешь. В крупных челябинских компаниях даже швеи с опытом получают около 18 тысяч рублей. В-третьих, работать руками — не престижно.

Но молодежь все-таки пересматривает свои взгляды на жизнь, понимает, что не всем идти в менеджеры и управленцы. Интересная деталь: в техникум легкой и текстильной промышленности все чаще приходят учиться девушки с высшим экономическим или юридическим образованием. Идут на очное отделение. А, значит, будет свет в конце туннеля.

А В ЭТО ВРЕМЯ

В Челябинске директора школ просят откаты за пошив формы

— Мы устали от того, что директора школ нам намекают на откаты за то, чтобы заключить с нашей фирмой договора, — объясняет Анна Персидская, директор ООО "КРАССА". — Еще мы хотим искоренить всеобщую повинность, когда каждый класс ищет себе форму самостоятельно. Возникает это от недостатка информации. Ведь проигрывают в такой ситуации все: и родители, и школы, и сами производители. Поэтому, будучи конкурентами, производители школьной формы объединились в ассоциацию. И теперь решим эти проблемы. (далее)