Премия Рунета-2020
Мурманск
+2°
Boom metrics
Звезды14 января 2015 11:53

Капитан-герой Яранцев: «Жизнь в Териберке хуже, чем это показано в "Левиафане"»

Драму Звягинцева он считает портретом не только села, но и всей России
Мятежный капитан Валерий Яранцев считает, что такие фильмы, как "Левиафан", нужны.

Мятежный капитан Валерий Яранцев считает, что такие фильмы, как "Левиафан", нужны.

Фото: Елена КОВАЛЕНКО

Сюжет звягинцевского «Левиафана» в заполярной Териберке, где собственно и снимали фильм, знают очень смутно. Посмотреть выложенную в интернет пиратскую версию картины до ее удаления успели еще не все. А те, кто уже ознакомился, отчасти разочаровались. Кипит возмущением глава поселка Татьяна Трубилина, говорит, что поселок в фильме показали с ужасной стороны, упустив красоты и атрибуты развития. Возмущаются и местные жители.

Впрочем, в самой Териберке, до которой из Мурманска зимой порой добраться можно только на снегоходах, есть герои и сюжеты покруче звягинцевского! Поселком несколько лет руководил Валерий Яранцев, легендарный капитан траулера «Электрон», который в 2005-м не сдался береговой охране Норвегии и двое суток уходил от преследования с инспекторами на борту. Бросив вызов системе, он прославился на всю страну и не снискал поддержки от властьимущих. Дерзкому капитану во время рывка на Родину, свои же советовали сдаться, он игнорировал и гнал рыболовный траулер в российские воды.

После Яранцеву по суду запретили выходить в море и он встал к штурвалу Териберки. Но и в чиновниках избранный жителями поселка мэр не задержался.

Руководство закончилось уголовным делом. «Мятежного капитана» за неоформленные конкурсные процедуры при подготовке поселка к отопительному сезону 2009 года отстранили от поста мэра и обвинили по статье «халатность».

Сам капитан утверждает, что тогда было не до конкурсов – мол, Териберка могла замерзнуть. Сгорела котельная, восстанавливать надо было срочно. С отоплением успели до холодов, а вот Яранцеву потом пришлось несколько лет мотаться по судам. В 2012-м его признали виновным и приговорили к штрафу в 80 тысяч.

Не понаслышке знакомый с Териберкой, он уверен, что на самом деле в поселке все гораздо хуже, чем показано у Звягинцева. Например, то, что поселян, живущих на териберской земле 10 поколений, хотят по программе переселения перевезти в другие города, он называет геноцидом. Быт в поселке не сахар: каждую зиму стандартно есть проблемы с отоплением, а работу найти очень сложно (в поселке с XVI века занимаются морским промыслом, но работает всего одна рыбная фабрика, а судов, вышедших из строя в десятки больше, чем на ходу).

На обетшалось Териберки закрыть глаза сложно. Населенный пункт по-своему красив и одновременно печален.

На обетшалось Териберки закрыть глаза сложно. Населенный пункт по-своему красив и одновременно печален.

Фото: Елена КОВАЛЕНКО

- Жизнь там очень трудная, вечная борьба. И то, что показано в фильме, это малая толика происходящего. Власть показана хорошо пусть и срезом, хотя она подлее. По моему мнению, прокуратура — организация мафии. Может, поэтому многие и возмущаются фильмом, потому что видят себя там. Но я бы не стал целиком связывать «Левиафан» с Териберкой, это собирательный образ России, - резюмирует Яранцев. - Но весь фильм вдохновляющий. Сейчас есть безысходность, неверие в хорошее и справедливость. Фильм показывает, что все люди не могут быть плохими, он дает понять, что все кончается. И не только плохим, но и хорошим.

Мятежный капитан уверен, что такие фильмы, как «Левиафан», нужны. И надо снимать как документалку, так и художественные ленты. В качестве примера Яранцев вспоминает документальный фильм от независимой норвежской телекомпании об «Электроне». Его иностранцы хотели показать на фестивале «Северный характер». Но...

- ...конкурсная комиссия его забраковала. Я сам этот фильм не видел, но встречался с журналистами и рассказывал им. Знаю, что затем его продали «Первому каналу». Про меня снимать фильмы не надо, про «Электрон» и команду хотелось бы. И про Териберку, хотя «Левиафан» тоже про нее, - уверен Яранцев. - Когда прокурора в погонах увидел, сразу узнал в нем одну даму из нашей прокуратуры.

- Показывать надо и хорошее, и плохое. Чтобы люди смотрели, проанализировали и делали для себя выводы. Иначе не понять, во что мы вляпались. Но главное, чтобы не появлялась ненависть. Когда человек ненавидит место, где родился и вырос, хуже ничего нет, - уверен Яранцев.

Проблем в Териберке хватает. Одна из самых главных - село уже несколько лет превращается в помойку.

Проблем в Териберке хватает. Одна из самых главных - село уже несколько лет превращается в помойку.

Фото: Елена КОВАЛЕНКО

К слову, когда шли съемки фильма в Териберке, Яранцеву удалось побеседовать со Звягинцевым.

- Я его спросил: «Время-то какое? Советское?», он хмыкнул и не подтвердил. Мое впечатление от Звягинцева — он не раскрывается. Хотя мы недолго поговорили, может, нам стоило еще пообщаться. Мне тогда показалось, что «Левиафан» - проходной фильм. Но это было поверхностное впечатление, сейчас он меня поразил. Плохо, что я так поверхностно судил., - рассказывает капитан.