АВТОР: Владимир ВОРСОБИН
Фото, видео: Виктор ГУСЕЙНОВ
Великорецкий
Крестный ход 2017

Как мы босиком за Чудом ходили
Корреспонденты «Комсомолки» пошли на испытание «супер-марафонским*» 150-километровым Великорецким Крестным ходом по Кировской области, чтобы понять — зачем людям такие тяготы и лишения. На что они надеются?
И во что верят?
Навязчивая идея
Владимир Ворсобин и Виктор Гусенов на привале.
Идея отправиться в 150-километровый Великорецкий Крестный ход по Кировской области принадлежала моему коллеге по «Комсомолке» фотокору Вите Гусейнову. Что уже чудо.

«Самый крутой Крестный ход в мире! – рассказывал этот калининградский хипстер, представить которого молящимся лично у меня получалось лишь в храме, расписанном Уорхоллом и раздающим святой вайфай.

А тут Виктора как подменили.

- Тысячи людей! Измученные лица! – восклицал он. - И они идут за этим, как его…

- За Николаем Чудотворцем, кажется, – припоминаю. – За иконой.

- Почти неделю они идут по лесам, по грязи, спят в поле! Представь, какая у них вера православная?!

А я еще тогда подумал – не-а, не представляю.
Ни 150 километров пешком. Ни людей, зачем-то мучающихся в пути. Да и веры великой (ну или хотя бы большой) мне до сих пор видеть не довелось. Обиды православных, суды, покемоны, крутые иномарки священников – этого сколько угодно. А веры…

- Фанатики, наверное, – рассеянно пожал плечами я. И забыл.

Но начался (как и положено в мистических историях через три дня) какой-то бред.

Ход стал навязчивой идеей. Мне вдруг нестерпимо захотелось в Киров…

- Даст Бог, дойдем, – сказал на это Гусейнов.

"Даст Бог, поймем", – услышал я.
Предательская мистика
Но не так все просто. За пару недель до выезда в ноге что-то больно хрустнуло. Врач, разглядывая снимок, даже присвистнул – шикарный, говорит, у тебя, брат, разрыв мениска.

Рассказываю о походе. 150 километров. Рюкзак.

Врач, странно посмотрев на меня, посчитал по календарю… И спросил хмуро:

- А давайте мы поход отменим.

- Нет.

Врач пожал плечами.

- Надеюсь, это стоит того?

- Стоит! – ответил какой-то ненормальный. Это был я.

Предательская нога чудовищно ныла, словно протестуя – что за очередная блажь?! Где ты, и где Крестный ход?! И главное – зачем?!

Гусейнов тоже попал к врачам. Впервые в жизни у него заболела спина. На которой, кстати, нам придется таскать третьего участника святой экспедиции – квадрокоптер с камерой, для съемки с небес.

Только у этой бездушной пластиковой сволочи не было проблем.
Грех журналистики
11 утра. Паломники выходят из аптек с пакетами лекарств. Мозольные пластыри, йод, аспирин, валидол, бинты… На Бога надейся, но нитроглицерин (забегаю вперед) «воскресил» при мне пару человек.

Впечатление, что добрая половина города с рюкзаками, тележками, набитыми скарбом и детьми, бегут из Кирова. Бесконечная река с хоругвями.

Впереди – икона Николая Угодника.

По преданиям, шесть веков назад у села Великорецкое, на маленькой речушке Великой, крестьянин нашел икону. Вокруг находки начали происходить такие чудеса, что родилась народная традиция – носить святой лик Крестным ходом из Хлынова (так раньше назывался Киров) на ту самую реку. Сама икона в 20-х годах прошлого века была украдена большевиками, которые разорили здесь почти все церкви. И вот мы идем по улице «антихриста» Ленина. За ее копией.

Икону несут на специальных носилках. А мы вслед. Кто с молитвами, кто с тихим восторгом на лице, словно собирается не шагать, а лететь. А кто (это выдает материалистов) с суровой решительностью. Берцы, дорогие рюкзаки, камуфляж… Такие хмурые лица я видел перед штурмом вершин Эльбруса, - для этих ребят главное - дойти.

Ну а нас, журналистов, видно издалека.
- Молитвослов надо где-нибудь нарыть, – через минут двадцать заскучал Гусейнов. – Смотри, читают на ходу. Почитать что ли, что там пишут…

Молитвослова у нас не было. Пока. Мы - нормальные люди, жители айфонов,
у нас вместо молитв интернет. Читаем на ходу сайт kp.ru, где уже роились первые отклики под нашими фотографиями с Хода.

"Фанатики…"

"И это 21 век…"

"Мракобесие…"

"Поймайте покемона…"

С ужасом замечаю, что читаем это вслух. Оскорбляем чувства идущих рядом.
Но им как будто не до оскорблений, не до гнева…

- Давай лучше помолчим! – я тут как раз вспомнил, как в одной из командировок простодушный Витя, выходя с сельского кладбища, вежливо попрощался с обитателями погоста: «Пока, ребята!».
- Вы в первый раз? – к идущему рядом мужичку подскакивает молоденькая журналистка.

- Первый, – отвечает мужичок.

- Дойдете?

- Бог даст, – хмурится православный. - Может, за поворотом упаду.

Журналистка оставляет на лице ничего не значащую улыбку. Спасибо, говорит. И убегает.

- Теперь она все знает, – покачал головой паломник. – Все обо мне поняла. Зачем иду. Что думаю. Как в чеховском рассказе «Радость» герой по пьянке попал под лошадь, о нем написала газета и сделала его счастливым. Журналисты все-таки редкие болваны. Хотя вон - назад бежит. Опомнилась.

- Ваше имя? Как?! – кричит коллега.

- Андрей Иванович я! – смеется. - Ну что, попал я все-таки под лошадь?

Мы молчали километров десять.
Первое чудо. Чужая «Финка»
Мениск ныл все больше. Уже через пять километров я подумывал сойти с дистанции…

Но рядом шли дети. Пять лет. Семь. Шли инвалиды, хромая на обе ноги… Обидно. Попробовал решить проблему по старинке. Перекрестился. Позволь, думаю, дойти...

Первый привал в пригороде Кирова, у Троицкой церкви.

Витя запускает квадрокоптер.

Подходят «фанатики».

- Это «Фантом-Про»? – спрашивают. – 20 мегапиксилей?

- Ага, – кивает Гусейнов.

- Чего только я не видела, – шепчет рядом бабулька при виде вылетающего из чемодана вертолета. – А вот это чудо чудное!
Первый привал был похож на рынок. Нам продавали то, что мы могли впопыхах забыть. Портативные газовые горелки, железные кружки, одеяла. Бесплатно раздавали воду…

Самые рьяные молились в церкви, большинство, как и я, лежали на пенках (туристических ковриках - Ред.). И болтали о чем угодно, но только не о Боге. По-моему, даже старательно – не о Нем. О всякой ерунде, о которой трут в электричках. О зарплатах. Общих знакомых… Но как-то странно говорили. Что-то резало ухо. Но что…

Вижу в траве – нож. Отличная финка с кнопочкой. «Выкидушка». Ох, мечта детства! Ножа как раз нет сейчас ни у меня, ни у Гусейнова. Колбасу порезать, консервы открыть… Разглядываю финку счастливо. Говорю соседям – не ваша? Нет, отвечают, тут кто-то сидел до вас. Да и где, мол, его теперь найдешь. Тут 30 тысяч человек.

- Отдайте ему, если его увидите, – вдруг произносит мой рот.

И отдаю.

- Что за фигня со мной происходит! – злюсь, ковыляя дальше.
Со святыми босиком
Молитвенный шепот уже утомляет. Выхожу раньше, чтобы идти в одиночестве. Прохожу деревни. Жители нас уже ждут. С ведрами воды. С конфетами. Пирожками. Все бесплатно. В помощь.

- Вам не скучно идти одному? – спрашивают по пути добрые люди.

Молчу.

Зачем-то копаюсь в себе… С другой стороны – если идти часами, что еще делать…

Очередной привал.
Рядом расположились две тетушки из Удмуртии. Валентина и Татьяна. Кормят Гусейнова сухариками и орешками.

Валентина недавно вышла на пенсию. И сначала решила пойти в специальный покаянный Крестный ход (есть, оказывается, и такие)…

- Это для тех, у кого грех большой, – говорит. – Аборт, например… (отворачивается на мгновение, что-то, наверное, попало в глаз). Я много ездила по святым местам. Но этот ход чудесный. Ведь зачем сюда люди идут? Каждый за своим. Вон молодые за руки держатся. Ребенка, уверена, пытаются завести. Кто-то идет за исцелением. (рядом провозят коляску с парализованной девушкой) Кто-то - семью сохранить. Кто-то - для бизнеса. А большинство, думаю, - это те, кому Николушка уже помог. Люди благодарят Господа. Я вот на работу недавно вдруг устроилась. Пенсионеркой-то! А вы зачем идете?

- Э-э-э… - честно сказал Гусейнов.

- Обязательно пройдите под иконой Чудотворца. Такая будет благодать! – улыбается нам эта добрая женщина. - Завтра будет красота. По лесу пойдем. Природа здесь – глаз не отвести. Думаю, завтра лучше босиком пойти.

- Зачем босиком?!

- А воды будет много, - улыбается. - Многие просто снимают обувь и идут так. Но вы не заметите. Так легко будет идти. С верой-то!

- Ну, похоже, хана нам, – проворчал Гусейнов.
Чудо второе. Больная нога
Владимир Ворсобин после встречи с Чудом.
Ночлег в деревне Бобино. Разбиваем палатку между двумя семьями. В старенькой маленькой ютились кировчане - отец и сын-второклассник. В дорогущей - хорошо упакованные питерцы, соорудившие маленькую походную кухню с беседкой, газовой плитой, котелками…

У нас из еды – сникерс. Можно сходить за кипятком, но сил на это нет. Время 22.00. Подъем через четыре часа.

Но я не сомкнул глаз. Кто-то из питерцев, к которым уже и так созрела классовая ненависть, храпел как перфоратор в ведре… К часу ночи я озверел и мечтал запихать все их походное хозяйство в…

2.00. В ярости вылезаю из палатки. Чтобы проклясть все на свете. В особенности проспавшего младенческим сном Гусейнова, втравившего меня в этот религиозный балаган.

И встал как парализованный. Я не чувствовал боль в ноге. Мениск стих. Колено работало без привычной боли. Невероятно (кто рвал мениск – поймет). И что же это? Николушка? Чудо?

- Спасибо, конечно, – сказал я кому-то. И ошалело перекрестился.
Воспитанный в семье ученых, я привык все мерить логикой.

Но айфон обещал дождь. Стояло лучезарное утро.

Идущий вприпрыжку впереди меня паренек убеждал с трудом плетущуюся девушку:

- Николушка нас балует. По солнышку ведет!

- Еще окропит дождем, - ворчала та. - Метеорологи часто ошибаются.

- Стой! – вдруг скомандовал парень. – Иди назад. Обойди дерево с моей стороны. А то поссоримся!

- Это ж язычество! – зашипела красотка.

- Конечно, мы же русские. Господи, прости!

- Аллилуйя! – громыхнул рядом отряд певчих и красиво затянул «Богородице Дево радуйся. Благодатная Марие, Господь с Тобою».
Чудо третье. Русские без мата
Привал в 5 утра.

Я наконец-то понял, в чем странность местных разговоров. В них чего-то не хватало. Причем инопланетно. Чудовищно.

Сидит, к примеру, компания мужиков. Один рассказывает – приехала родственница погостить, воду включит для умывания. И льет-льет. "Тебе чо, воды жалко?" – интересуются мужики."Так нет", – отвечает. - "Чо мне вода. Септик переполняется, его ж чистить надо. А это ж деньги…"

Нормальный местный говор из сериала "Реальные пацаны". Лица, интонация, жесты – все настоящее, русское. Но не хватает... родного мата. Среди десятков тысяч наших разношерстных попутчиков я не слышал ни единого грубого слова, даже тогда, когда оно просто обязано быть! Там зияли огромные смысловые, эмоциональные дыры.

- Я э-э-э, простите мужики, окончательно э-э-э устал, – валился куда-то в куст толстяк с набожным лицом строителя.

Даже Гусейнов быстро все понял и перешел на церковнославянский. И разговоры вел нараспев.

- Ах, он… мужеложец! - тихо басил Витя, читая в бесовском телефоне новости.
Дорога становилась все сложнее. Гигантские лесные лужи перерезали путь. Священник, шедший за иконой, держа крест перед собой, скинул сапоги. И размашисто шел босиком. По воде. По грязи, по сучьям…

Я еще тогда подумал – как же полезно было бы некоторым батюшкам выйти из иномарок и пройтись по кировским лесам с народом. Хоть раз.

У вымершей деревни Малое Мышкино встретил Витька, тезку нашего фотокора. Витек опять обогнал икону и ждал других православных – Чеченца и Хмурого, братьев по Афгану. Сам местный. Главная его беда - бобры.

- Строят плотины, деревню мою рекой заливает. Я плотины разрушаю, бобры строят, разрушаю - строят. Ссссс… (глядя на приближающийся ход) Нехорошие животные!

- Зачем я здесь? – чешет Витек затылок. - Так мой дед еще ходил. Видишь, мусорА? Это сейчас они наш ход охраняют, а в советское время разогнали бы. Тайно дед ходил. По тропам… Эх, сколько на мне грехов… Мне 50 таких ходов не помогут (усмехается). Я прихожу в церковь обычно под вечер, когда нет никого – стою один. Так и иду сейчас в сторонке...
Чудо четвертое. Молитвенник
Все ждал, когда столкнусь с миссионерами. Но никто здесь не учил меня, как жить. Никто не приставал с разговорами. «Фанатиками» можно было назвать небольшую часть «святой экспедиции», но только оттого, что они беспрестанно молились и делали это тихо… Но если кто-то падал от бессилия, его поднимали сразу несколько таких же смертельно уставших… Бледных бабулек, присевших на пенек, облепляли тетушки: «Вызвать врача?» (рядом дежурила "скорая").

Меня поначалу раздражали песни и монотонные молитвы. Но на второй день я кое-что понял…

На одном из привалов бабушка Татьяна из Кирова заботливо накрыла меня, павшего на траву, целлофаном (не думал, что под ним так тепло). За минут 15 до этого я услышал от 10-летнего пацана: «Пап, опять привал? Почему так быстро. Я не устал».
Мы шли уже 12-й час.

Это было какое-то издевательство над здравым смыслом!

Бабушка Татьяна, у которой это был 11-й ход, улыбнулась:

- 25 лет назад ходили сюда триста бабулек. И как-то увязался с нами туристический клуб с десятком крепких парней. Пенсионерки-то все дошли, а спортсменов только половина. Как думаешь, почему?

К счастью, раньше веры проснулась логика.

Психология. Если думать о финише, о том, сколько осталось до ночлега, о том, как ты устал, и главное - какой вообще смысл этого мучения? – начинается ад. Ты чувствуешь только мозоли, и видишь только грязь под ногами.

А если отвлечься… Я, например, после 30-го пройденного в этот день километра, стал искать в Крестном ходе хорошие песни как в цифровом плеере. Услышу красивых певчих сзади - приторможу. Надоест – прибавлю, найду что-нибудь другое. А совсем устану - есть и тихие места.

В селе Загарье к ужасу Гусейнова я купил молитвослов. Тоже работает.
Чудо пятое.
Храм от леса до неба
Но самое лучшее, когда ты поднимаешь глаза и видишь, что на самом деле ты уже в храме. Где вместо сводов - небо. Вместо стен - леса. Вместо креста – солнце. Атеист назвал бы русскую природу изумительно красивой. Верующий - божественной.

А тебе от усталости кажется, что идешь между небом и землей, по заросшим полям, брошенным деревням, которые, судя по избам, были крепкой крестьянской цивилизацией. По ужасным дорогам, по которым православные радостно ходят уже 600 лет…

- Здесь другой мир, - говорит на привале один московский менеджер. - Другое измерение. Здесь по-другому идет время…
И ты, отмахавший за этот день 40 километров, уже готов поверить и в измерения, и в другие чудеса…

Да только, засыпая в палатке, с тоской думаешь – почему русский человек ради идеи, веры, готов на великий, даже фантастический подвиг. Ради святого он сам становится почти святым. Но жизнь свою русский не обустроит. И неужели это его судьба - еще тысячу лет идти по колено в грязи по пустым полям со святой иконой к реке Великой?

Что ж тогда на самом деле просит народ русский у святого Николушки?
Каждому в жизни - свой рюкзак
Село Великорецкое. После ночной исповеди паломники стояли у Великой реки и слушали прилетевшего к нам на вертолете Патриарха Кирилла.

Патриарх тоже назвал наш путь подвигом. Сказал, что наверняка мы молились не только за себя, но и за страну. Что стране наш подвиг всегда будет нужен.

Словно подводя к мысли, что Русь подвигом и живет…

Небольшая часть паломников отправились идти дальше – возвращать икону Николая Чудотворца в Киров.

Мы с Витей, как и многие, отмахавшие почти сотню километров, дальше не пошли.

Силы были. Но чего-то недоставало. Может, веры…
- Без желания не надо, - сказали нам мужики. - Свой Крестный ход вы одолели. Люди могут полдня идти, и это уже считается. Каждый тащит на плечах свои грехи. И так долго, как может. У вас рюкзаки тяжелые были? (смеются).

- Ерунда! – врем мы. Понимая, наконец, что находимся на границе двух миров, где в одном - тяжелый рюкзак это просто тяжелый рюкзак, удачная погода - обычное совпадение, а исцеление – эффект плацебо. Мира другого, чудного, красивого, кочующего в веках и имеющего невидимую силу…

Там, средь тысяч яростно верующих, не может не проявиться Бог. И потому Святой Николай там почти материален.

В том мире хорошо, уютно. Пока в него веришь.

Только вера дается ох как нелегко.

У каждого тут действительно свой рюкзак...
*Длина марафонской дистанции - 42 километра 195 метров. Великорецкий Крестный ход - втрое длиннее.
Маршрут крестного хода
Таблица дневных переходов
3 июня
г. Вятка (Киров) — с. Макарье — д. Барамзы — д. Подберёзы — д. Кисели — д. Малое Заборье — д. Кассины — д. Подгорена — с. Бобино

Протяженность - 19,5 км
Время в пути - 6 часов
4 июня
с. Бобино — д. Вотская — д. Стрелковы — д. Б.Мышки — д. Рубленки — с. Загарье —
д. Пашичи — д. Кленовое — с. Монастырское

Протяженность - 36,5 км
Время в пути - 12 часов
5 июня
с. Монастырское — ур. Кунаивщина (нежил.) — ур. Горохово — ур. Бороденыцина —
д. Заборовица (нежил.) — д. Зоновщина (нежил.) — с. Великорецкое

Протяженность - 26 км
Время в пути - 8 часов
6 июня
Празднования в Великорецком
7 июня
с. Великорецкое — д. Заборовица (нежил.) — ур. Бороденыцина — д. Маракулевщина (нежил.) — д. Запольцы — с. Медяны — д. Сорокины — п. Мурыгино

Протяженность - 34,5 км
Время в пути - 12,5 часов
8 июня
п. Мурыгино — п. Гирсово — г. Вятка

Протяженность - 33,5 км
Время в пути - 8,5 часов
ИТОГО:

Протяженность - 150 км

Время в пути - 47 часов
(не считая времени на остановки)
Программа Великорецкого Крестного хода на 2017 год
3 июня. Троицкая родительская суббота

7.00 Панихида в Успенском кафедральном соборе.

8.00 — Божественная литургия в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Кирова. Возглавляет Литургию митрополит Вятский и Слободской Марк.

10.00 — Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу на соборной площади Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря г. Кирова.

11.00 — Начало Крестного хода из Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря

12.30 — Встреча Крестного хода в Троицкой церкви г. Кирова.

14.00 — Выход крестного хода из Троицкой церкви.

18.30 — Встреча Крестного хода в с. Бобино. Всенощное бдение.

4 июня. Воскресенье. Праздник Святой Троицы.

3.00 — Выход Крестного хода из с. Бобино.

9.30 — Встреча Крестного хода в с. Загарье. Божественная литургия. Великая вечерня с чтением коленопреклоненных молитв.

12.30 — Выход Крестного хода из с. Загарье.

20.00 — Встреча Крестного хода в с. Монастырское.

5 июня. понедельник. День Святого Духа.

3.00 – Выход Крестного хода из с. Монастырское.

9.00 — Прибытие Крестного хода в с. Горохово. Божественная литургия.

12.00 — Выход Крестного хода из с. Горохово.

16.30-17.00 — Отправление автобусов от Серафимовского собора г. Киров в с. Великорецкое.

18.00 — Встреча Крестного хода в Великорецком Подворье (с. Великорецкое). Молебен святителю Николаю Чудотворцу у Никольского храма.

18.30 — Всенощное бдение на берегу реки Великой. Исповедь.

18.30 — Всенощное бдение в Преображенском храме. Исповедь.

18.30 — Всенощное бдение в Никольском храме. Исповедь.

19.00; 20.00; 21.00 — Отправление автобусов с паломниками из села Великорецкое в г. Киров (по мере наполняемости автобусов).

6 июня. Вторник. День празднования явления иконы святителя Николая на реке Великой

1.00 – Ранняя Божественная литургия в Преображенском храме.

3.00 — Ранняя Божественная литургия в Никольском храме.

5.00 — Ранняя Божественная литургия в Преображенском храме.

5.30 – Средняя Божественная литургия на берегу реки Великой.

6.00 до 8.00 — Отправление автобусов с паломниками от Серафимовского собора г. Киров в с. Великорецкое.

9.30- Поздняя Божественная литургия на берегу реки Великой. Возглавляет Литургию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

13.00 — Крестный ход на источник. Освящение воды на источнике и на реке Великой.

14.00 — Перенесение иконы с берега реки Великой в Никольский храм (с. Великорецкое)

14.00 – 17.00 молебны с акафистом перед Великорецким образом святителя Николая Чудотворца в Никольском храме.

17.00 – 18.30 — Вечернее богослужение в Никольском храме. После вечернего богослужения перенос иконы св. Николая в Преображенский храм.

9.00 – 19.00 — Отправление автобусов с паломниками из села Великорецкое в г. Киров (по мере наполняемости автобусов).

7 июня. Среда

1.00 — Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу в Преображенском храме Великорецкого Подворья.

2.00 — Выход Крестного хода из с. Великорецкое.

14.00 — Встреча Крестного хода в с. Медяны. Канон Великорецкой иконе святителя Николая.

17.00 – Выход Крестного хода из с. Медяны.

19.00 — Встреча Крестного хода в пос. Мурыгино.

8 июня. Четверг

3.00 — Выход Крестного хода из пос. Мурыгино.

4.00 — Встреча Крестного хода в пос. Гирсово. Молебен святителю Николаю.

13.00 — Встреча Крестного хода в храме иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радости (г. Киров, Луганская, 5а). Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу. Водосвятие.

14.30 — выход Крестного хода из храма.

16.30 — Встреча Крестного хода в Свято-Успенском кафедральном соборе Трифонова мужского монастыря г. Кирова. Молебен с акафистом святителю Николаю.

18.00 — Окончание Крестного хода.
Верстка: Дарья КОСТЫРИНА
Made on
Tilda