Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Здоровье16 июля 2016 14:45

Глава ведущего онкоцентра Андрей Каприн: «Моду на химиотерапию вытеснят уникальные разработки по лечению рака с помощью ядерной медицины»

Эксперт рассказал «КП» о самых передовых российских разработках для борьбы с болезнью века [аудио]
Фото: Иван ВИСЛОВ

Фото: Иван ВИСЛОВ

- Онкология развивается стремительно, постоянно появляются новые разработки. Один из самых ярких показателей: еще какое-то время назад мы не могли брать на лечение пациентов с обширными метастазами (таким больным оказывалась лишь паллиативная помощь, облегчающая страдания. – Ред.). А сейчас разрабатываем для таких пациентов индивидуальные программы терапии, и благодаря им у людей, которые раньше погибали за считанные месяцы и даже недели, по ряду локализаций рака удалось добиться 5-летней выживаемости в 37% случаев. Это серьезный прорыв, и мы продолжаем двигаться дальше, - говорит доктор медицинских наук, профессор, руководитель Национального медицинского исследовательского радиологического центра Минздрава РФ Андрей Каприн. Сегодня в составе этого центра работают в том числе знаменитый Онкологический институт им. П.А.Герцена и Медицинский радиологический научный центр им. А.Ф. Цыба в Обнинске.

Доктор медицинских наук, профессор, руководитель Национального медицинского исследовательского радиологического центра Минздрава РФ Андрей Каприн. ФОТО mnioi.ru

Доктор медицинских наук, профессор, руководитель Национального медицинского исследовательского радиологического центра Минздрава РФ Андрей Каприн. ФОТО mnioi.ru

Эксперт рассказал «КП» о самых передовых разработках отечественных ученых и врачей, большинство из которых уже доступно пациентам в рамках государственных программ бесплатно, либо станет доступным в ближайшее время.

УВИДЕТЬ И ПОСЧИТАТЬ

- У нас в институте (онкоинституте им. Герцена. – Ред.) ведутся очень перспективные разработки по подсчету количества циркулирующих опухолевых клеток в крови. Есть специальный датчик, который фиксирует меченые клетки, идущие по кровяному руслу, - поясняет профессор Каприн. - Это большая помощь врачам-онкологам и их пациентам. Во-первых, мы видим степень запущенности болезни и готовность опухоли к метастазированию в организме. Во-вторых, используя химиотерапию, в том числе самую дорогостоящую, при мониторинге опухолевых клеток мы можем увидеть, что их количество не уменьшается и по-прежнему высока вероятность метастазирования. В таких случаях незачем давать человеку агрессивную и при этом бесполезную химиотерапию – значит, нужно подыскивать другую схему лечения.

ТАЙНА РАКА

- Еще одна интересная работа связана с так называемой гетерогенностью опухолей. Раньше мы представляли себе, что злокачественное новообразование состоит из одного пула стволовых клеток (упрощенно – из одной разновидности клеток. – Ред.). Последние данные исследований, в том числе наших ученых, показали, что опухоль состоит из нескольких пулов стволовых клеток. Открытие такой гетерогенности, то есть разнородности, позволило выяснить одну из частых причин нечувствительности опухолей к химиотерапии. На самом деле оказывается, что на один пул клеток действует лекарство, которое мы даем больному, а у другого пула клеток в составе опухоли рецепторы не отвечают на такой вид воздействия. Чтобы решить проблему, мы разрабатываем многоэтапное лечение, рассчитанное на разные составляющие опухоли.

«СМЕНИТЬ МОДУ»

- Важнейшее направление в борьбе с раком – онкорадиология, - продолжает Андрей Каприн. - Наше учреждение головное в стране в этой области, и я считаю, что в данном направлении нужно заниматься даже не импортозамещением, а импортоопережением.

Напомню немного истории. Много лет назад иностранцы, понимая, что они здорово отстают от нас в плане ядерной медицины – у нас были потрясающие наработки, особенно в Обнинске, решили нас, врачей-онкологов, «увести» в химиотерапию. И фактически ввели «моду» на химиотерапию, занялись продвижением различных препаратов и т.д. За это время мы перестали давать заказы нашей радиофармацевтической промышленности, перестали выпускать препараты, которые мы на реакторах сами могли изготавливать. Мы потеряли лаборатории, кадры – многие ученые умерли от старости, а молодежь не шла на это направление, потому что не было перспектив – заказов. Кто-то уехал. Образовался большой пробел.

А сейчас мы начали все сначала. В России уже есть наработки по созданию радиофармпрепаратов, идет новый виток бума отечественной ядерной промышленности по производству таких препаратов для лечения онкобольных. Мы разговаривали с руководством Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» – будет восстанавливаться утраченный институт медицинских физиков. МГУ тоже за это возьмется.

Если мы полноценно поднимем направление ядерной медицины, то сможем сократить применение химиопрепаратов (в первую очередь – агрессивной химиотерапии с тяжелыми побочными эффектами. – Ред.) в 4 – 5 раз.

СПРАВКА «КП»

Ядерная медицина – это направление современной медицины, использующее радиоактивные вещества и свойства атомного ядра для диагностики и терапии (лечения). Например, один из широко известных методов обследования, основанных на ядерной медицине – коронарография, то есть рентгеноконтрастное исследование сосудов.

УБИТЬ ОПУХОЛЬ ОТРАВЛЕННОЙ КРОВЬЮ

- Сейчас именно в этой области разрабатывается несколько революционных проектов. Например, мы создаем изотоп элемента Рения – Рений-188, который позволит бороться с неоперабельным раком печени, с метастазами в печени. Суть метода в том, что на липидный комплекс – жировое зерно – мы сажаем изотоп Рения, с помощью эндоваскулярного метода (через катетеры по сосудам. – Ред.) подводим это зерно в печеночный сосуд, питающий опухоль. Закрываем сосуд таким куском жира, нарушая питание. Однако это не простой кусок жира. Когда он размывается с током крови, то радиоизотоп попадает в опухоль. Получается прецизионное (высокоточное. – Ред.) воздействие трансартериально: то есть «отравленная» изотопом кровь активно поступает в опухоль и разрушает ее.

Также мы разработали свой изотоп Йод-125. Раньше пользовались только немецким, и курс лечения для больного стоил 10 тысяч евро. После скачка курса евро это превратилось в огромные деньги. А сейчас мы лечим за 1,5 тысячи нашими источниками, которые, как доказано, не отличаются нисколько.

НА «ПИКЕ БРЭГГА»

- Пока, к сожалению, по-прежнему очень плохо обстоит дело с лечением рака поджелудочной железы (как правило, он обнаруживается на поздних стадиях. Ред.), а также поздних стадий рака легкого и пищевода, - рассказывает профессор Каприн. - Что касается многих видов опухолей мозга, то с их лечением легче. Мы смонтировали один из немногих в стране аппаратов «Кибер-нож», который прицельно и высокоточно уничтожает опухоли мозга. А в Обнинске будет использоваться первый в стране российский протонный ускоритель, который уникально эффективен именно для борьбы с опухолями головного мозга. Потому что с его помощью удается достичь «пика Брэгга». Суть вот в чем. Традиционно мы облучаем новообразование фотонами, многие из них проскакивают опухоль, поражая остальные ткани – для мозга это особенно критично, крайне опасно. При «пике Брэгга» идет тяжелая частица – протон, ударяется в ткань и тормозит в ней. Так удается достичь лечебного эффекта без тяжелейших побочных действий.

Слушайте аудиозапись программы «Я – потребитель!» на радио «Комсомольская правда» с Андреем Каприным: как пройти новейшие обследования и получить современную онкологическую помощь в России бесплатно.