Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+4°
Boom metrics
Звезды1 июля 2016 14:20

Занимательная «Зоология»

Сегодня открывается фестиваль в Карловых Варах, на котором будет представлено несколько российских картин
Кадр из картины «Зоология» Ивана И. Твердовского

Кадр из картины «Зоология» Ивана И. Твердовского

Фестиваль в похожем на кремовый торт чешском городке давно называют восточно-европейскими Каннами. Это мекка кинематографа стран бывшего социалистического блока, солидное мероприятие европейского масштаба, важнейшая индустриальная площадка региона, к которому относится и Россия. В прошлом году отечественное кино не попало ни в одну из конкурсных программ, что было воспринято как оскорбление: год был по нынешним меркам вполне урожайным. В этом году, наоборот, российское кино предъявило миру достаточно скромные результаты, но представлено во всех трех конкурсных секциях. Плюс во внеконкурсной – сразу после Каннов и Мюнхена «Ученик» Кирилла Серебренникова.

В главном конкурсе участвует «Зоология» Ивана И. Твердовского, чья социальная драма «Класс коррекции» победила здесь два года назад в молодежной секции «К востоку от Запада». На этот раз Твердовский снял лаконичную, точную, внутренне свободную картину в совершенно неожиданном для нашего кино жанре -абсурдистского "фильма отвращения", фрейдистской притчи-перевертыша о женщине, неожиданно обнаружившей у себя… огромный и толстый хвост. Долго скрывать его невозможно, и большинство населения небольшого городка, конечно, станет шарахаться от героини (долгожданная главная роль великолепной Натальи Павленковой), как от прокаженной. Но появятся и новые знакомые, абсолютно зачарованные ее отклонением. Мутация, которая, по идее, должна превратить жизнь в ад, вопреки всем ожиданиям, внутренне освобождает героиню, делает ее самой собой. Но, понятное дело, не может не принести и свои разочарования.

«Зоология» - фильм-метафора об одиночестве, кризисе и обманутых надеждах – небанально придуманный, зрелый и больной, несмотря на все еще юный возраст режиссера. После успеха "Класса коррекции", заработавшего полсотни призов, Твердовский снял совершенно непохожий на него фильм. Что означает, что тот успех был неслучайным.

В уже упомянутом конкурсе «К востоку от Запада» в этом году участвует разговорная драма Алексея Красовского «Коллектор» - бенефис Константина Хабенского, в прямом смысле заполнившего собой весь экран: другие актеры, участвующие в этой радиопьесе, подарили фильму только свои голоса. Хабенскому удалось наделить героя - штатного банковского вышибалу - своей завидной (несмотря на очевидную усталость) харизмой, но сделать его интересным без помощи драматурга не в состоянии даже он. От самой сценарной коллизии фильма (ушлый коллектор сам сталкивается с шантажом – посредством размещенного в сети и тут же ставшей мировой сенсацией видеоподлога ему мстят за доведение до самоубийства бывшего клиента), как и от всех его «неожиданных поворотов» веет натужной искусственностью – тем более на фоне новостей, регулярно поставляющих самые зубодробительные невыдуманные драмы на эту же тему.

Константин Хабенский в фильме "Коллектор"

Константин Хабенский в фильме "Коллектор"

В документальном конкурсе участвует снятый в Украине фильм Виталия Манского «Родные» - он уже выигрывал его с картиной «Труба».